«Многогранность. Формы тишины и пустоты». <br>12 и 13 января

10 января 2022

«Многогранность. Формы тишины и пустоты». <br>12 и 13 января

«Многогранность. Формы тишины и пустоты». <br>12 и 13 января

Спектакль «Многогранность. Формы тишины и пустоты» занимает особое место в нашей балетной афише. Начо Дуато посвятил своё сочинение величайшему музыкальному гению — Иоганну Себастьяну Баху. Хореограф размышляет о природе творчества, неразрешимой загадке гениальности, о том, как рождается и в каких формах продолжает жить музыка.
Балет первоначально создавался для Веймара — города, с которым тесно связан творческий путь композитора. В Михайловском театре спектакль обрел новую жизнь — предстоящей весной будет отмечаться 10-летие со дня его появления на нашей сцене.

Именно музыку можно считать главным персонажем спектакля. Начо Дуато сам выбирал музыкальные фрагменты, и они из разных жанров: это клавирная музыка, сочинения для органа, для солирующего голоса, хоровые произведения, фрагменты виолончельной сюиты. Есть музыка, известная ученикам музыкальной школы, например, менуэт из нотной тетради Анны-Магдалены Бах, который дети разучивают на уроках фортепиано, и есть произведения, которые сложны и не всегда известны даже профессионалам, в частности, последние контрапункты из «Искусства фуги». И среди них тот, который Бахом не закончен, где нотная запись, сделанная его рукой, обрывается.

Для артистов балета участие в спектакле Начо Дуато, посвященном Баху, превращается в уникальный творческий опыт. Хореограф не делит исполнителей на солистов и кордебалет. Самое важное для танцовщиков — ощутить себя частью ансамбля и избегать фальшивых нот. Ведь именно благодаря их искусству музыка становится зримой: артисты могут наглядно обозначать музыку, играя телами в оркестровые инструменты или перестроениями на сцене изображать комбинации нот, но в этом нет ни натужных аллегорий, ни плоской иллюстративности.

Сам композитор тоже появляется на сцене. Его сопровождает героиня в черном платье и белой маске. Она вдохновляет маэстро, поддерживает, оставляет в одиночестве, провожает в небытие. Муза? Возлюбленная? Смерть? Хореограф оставляет зрителям возможность домыслить, включить воображение, вступить в диалог с творцом, от которого нас отделяют три столетия.

Билеты на спектакль молодые зрители могут приобрести с использованием «Пушкинской карты».