Младшие в театральной семье

12 октября 2020

Младшие в театральной семье

Младшие в театральной семье

Самые невозмутимые зрители не могут сдержать улыбку, а иногда даже слезу умиления, когда видят на сцене музыкального театра маленьких детей. «Ох, какие хорошенькие!» — вздыхает зал, когда в заключительном акте «Коппелии» четверо ребятишек вручают цветы новобрачным. Естественность и некоторая неловкость детских движений контрастируют с четкими линиями кордебалета и выверенной элегантностью солистов и делают общую торжественную картину более трогательной.

Старые мастера знали, какой эффект может произвести танцевальный номер с участием детей и часто занимали учащихся хореографического училища в балетных спектаклях, чаще всего в дивертисментах. В сокровищницу балетного театра вошли мазурка из «Пахиты», которую Мариус Петипа поставил для учеников, и па-де-труа из «Щелкунчика» в хореографии Василия Вайнонена. Публике Михайловского театра полюбился «Класс-концерт» Асафа Мессерера; путь к вершинам профессионального мастерства начинается в учебном классе — и зритель становится свидетелем превращения робких новичков в признанных звезд. Но дети из «Коппелии» еще не в том возрасте, когда начинается обучении профессии, они младше и даже в обычную школу еще не пошли. Как же они оказались на сцене?

— Конечно же, это дети наших артистов, — рассказывает директор балетной труппы Михайловского театра Андрей Кулигин. — Так уж сложилось, что многие растут и воспитываются в театре, в гримерках и коридорах. Родители берут их с собой на уроки и репетиции, и дети, так уж заведено, очень часто стараются повторить то, что видят. Так несколько лет назад, когда готовилась премьера балета «Пламя Парижа», Михаил Григорьевич Мессерер во время репетиции увидел в кулисе малышку, которая с детской грацией копировала движения артистов кордебалета, изображавших восставших парижан. Тогда он решил вывести ее на сцену. Девочка топала в такт крохотной ножкой и поднимала над головой руку со сжатым кулачком — вместе с народом, заполнившим площадь у дворца Тюильри.

Наши постоянные зрители хорошо помнят эту сцену. Когда состоялась премьера «Пламени Парижа», Ульяне Ивановой было 3 года. В спектакле, где массовые сцены представляют собой сложное полифоническое полотно, благодаря участию ребенка появилась новая краска, к революционному пафосу добавились более интимные ноты. Публика горячо приветствовала Ульяну на поклонах; однажды, когда ее взрослым коллегам выносили из кулис букеты цветов, трехлетней артистке вручили первый подарок от поклонников — огромную куклу. Зал взорвался овацией. Сейчас Ульяне Ивановой 10 лет, и ее сценическая карьера продолжается. В опере «Севильский цирюльник» она исполняет зажигательный испанский танец, который стал одним из ярких моментов веселого и озорного спектакля.

Пока рано говорить, какое будущее в театре уготовано участникам детского квартета из «Коппелии». Но постоянные зрители, те, кто собирают и бережно хранят театральные программки, наверняка уже обратили внимание на их имена: Маша и Ваня Кулигины, Лилиана Виноградова, Саша Сиваков. Кто знает? Может быть, спустя годы они вновь появятся на афише в других спектаклях и других ролях.