Метаморфозы барокко

16 сентября 2021

Метаморфозы барокко

Метаморфозы барокко

Музыкальный руководитель Михайловского театра Алевтина Иоффе готовится представить публике серию театрализованных концертов в залах Эрмитажа. 20 октября в Эрмитажном театре состоится концерт, в программу которого войдут сочинения Антонио Вивальди и Игоря Стравинского.

«Музыка барокко и её метаморфозы» — так Алевтина Иоффе определяет смысловой стержень программы. Соединение двух столь разных имен — и разных эпох! — в одной программе лишь на первый взгляд покажется странным. В творчестве «Рыжего священника» — так называли Вивальди соседи-венецианцы — современники ценили яркую музыкальную образность, захватывающий драматизм, изысканную инструментовку. «Кажется, что в роскошном зале эпохи барокко распахнулись окна и двери, и вошла с приветствием вольная природа; в музыке звучит гордый величественный пафос, еще не знакомый XVII веку возглас гражданина мира», — писали о композиторе, прославившемся на всю Европу своей творческой неутомимостью. Второе рождение музыка великого венецианца пережила в начале ХХ века, когда было собрано и систематизировано его богатейшее творческое наследие. К слову, Игорь Стравинский отзывался о Вивальди без особого пиетета; по его словам, «Вивальди четыреста раз написал один и тот же концерт». Гению извинительна такая прямота, и правильнее было бы сказать не четыреста, а семьсот. Важнее другое: сам Стравинский вдохнул новую жизнь в стилистические приемы барокко. Он называл обращение к наследию предшественников «ремонтом старых кораблей». Его балет «Пульчинелла» создан на основе музыки итальянского композитора Джованни Перголези, современника Вивальди. Пульчинелла — главный персонаж, комичный на вид, переживает поток любовных перипетий, но оставляет всех соперников в дураках и выходит победителем. Согласно недавним изысканиям, в «Пульчинелле» использована не только музыка Перголези. «Concerti Armonici», заимствованные Стравинским у Перголези, имеют другое авторство. Их написал голландский дворянин Унико Виллем, граф ван Вассенар Обдам, который являлся дипломатом, а вероятнее, даже шпионом, и вследствие этого не мог афишировать своё имя. Так или иначе, балет, поставленный Леонидом Мясиным для «Русского балета Дягилева», имел успех. В программе эрмитажного концерта прозвучит музыка Стравинского к балету. Творчество Антонио Вивальди будет представлено знаменитым концертом «Времена года» и фрагментами оперы «Баязет» и кантаты «Глория».