«МАЛЕГОТ: в мыслях о революции»

2 ноября 2017

«МАЛЕГОТ: в мыслях о революции»

«МАЛЕГОТ: в мыслях о революции»

К 100-летию революционных событий ноября 1917 года приурочена выставка в Каминном зале бельэтажа. Посещение экспозиции возможно при наличии действующего билета на спектакли Михайловского театра.

«Рождённый Революцией», а точнее — перерождённый в музыкальный в 1918 году, наш театр не раз обращался к теме народных волнений. Воспевание событий Октября, размышления о его причинах и предпосылках, бытописание советской действительности и изображение революционных событий других стран и эпох — всё это можно найти в постановках Малого оперного 1920–1980-х годов.

В первые годы советской цензуры Дирекция академических театров придумала способ «осовременить» «утратившие актуальность» шедевры оперы, придав им революционный смысл. В 1924 году жертвой такой переделки стала «Тоска» Джакомо Пуччини, текст которой был переписан на новый лад: вместо художника Каварадосси в спектакле с названием «В борьбе за коммуну» действовал коммунар Арлен, певица Флория Тоска превратилась в русскую коммунарку Жанну Дмитриеву, а портрет кающейся Марии Магдалины сменила картина «Торжество коммунизма».

К 20-м годам относятся и первые попытки создания советской оперы, которая должна была соответствовать следующим принципам: «установка на массы... охват всех ценностей и событий под углом зрения пролетариата... введение новых звукосочетаний, передающих особые тембры современности (железо, гудки, грохот, заводы, пушки)». По этим законам в 1925 году была создана музыкальная драма-хроника Арсения Гладковского и Евгений Пруссака «За Красный Петроград», в которой на сцене действовала «громадная толпа рабочих, красноармейцев и матросов со знамёнами и оружием». В 1927 году, к 10-летию Октября, в театре состоялось синтетическое представление по поэме Владимира Маяковского «Хорошо!» под названием «Двадцать пятое». В жанре оперы, балета и драматической декламации рассказывалась история в четырёх частях: подготовка к Октябрю, период Временного правительства, Октябрьский переворот и «апофеозная часть».

30-е годы стали расцветом советской оперы. Поставленные в этот период на сцене Малого оперного «Тихий Дон» Ивана Дзержинского (1935) и «Мятеж» Левона Ходжи-Эйнатова (1938) возвращали зрителей к событиям Гражданской войны и послереволюционным восстаниям против советской власти, «Мать» Валерия Желобинского (1939) — к предпосылкам революции и первым волнениям рабочих, а «Поднятая целина» Ивана Дзержинского (1937) воспевала идею коллективизации. В эти же годы были поставлены опера Валерия Желобинского «Комаринский мужик» (1933), рассказывающая о восстании Ивана Болотникова, и опера Дмитрия Кабалевского «Кола Брюньон» (1938), герои которой поднимали восстание против своего правителя.

Послевоенные годы в МАЛЕГОТе были отмечены постановкой оперы Владимира Энке «Любовь Яровая» (1947), рассказывающей трагическую любовную историю времён Гражданской войны. В этот же года состоялась премьера «Великой дружбы» Вано Мурадели, посвящённой становлению советской власти на Кавказе. Опера вскоре была запрещена как «порочное антихудожественное произведение». Завершила 40-е в Малом оперном премьера балета «Юность» на музыку Михаила Чулаки: герои спектакля встречали зрителей подростками, перед которыми постепенно открывался «мир ожесточённой классовой борьбы», превращавший юнцов в «солдат революции».

Революционные события начала XX века вновь ожили на сцене МАЛЕГОТа в 50-х — в операх «Угрюм-река» Даниила Френкеля (1951) и «Кирилл Извеков» Александра Чернова (1956). В этот же период были поставлены опера Олеся Чишко «Броненосец „Потёмкин“» (1955) и балет Бориса Битова и Евгения Корнблита «Гаврош» (1958), где мотив народного гнева раскрывался через революционные события других времён.

60-е годы в Малом оперном были отмечены хореографическими экспериментами с темой революции. В 1961-м состоялась премьера балета Алемдара Караманова «Сильнее любви» по повести Бориса Лавренёва «Сорок первый». В 1966-м театр вновь вернулся к событиям Первой русской революции, представив балет на музыку «Одиннадцатой симфонии» («1905-й год») Дмитрия Шостаковича. В 1967 году был поставлен балет на музыку Александра Чернова «Овод», основанный на любимой современниками революционно-романтической книге. В тот же год состоялась премьера балета Якова Вайсбурда «Гадюка» о женщине, чья жизнь была изуродована Гражданской войной и невозможностью найти своё место в новом мире.

В 70–80-х интерес театра к революционной тематике постепенно угасал. В 1971 году состоялась постановка оперы Ширвани Чалаева «Горцы» о становлении советской власти в Дагестане, в 1981-м была поставлена опера Игоря Рогалёва «У начала твоей судьбы» по мотивам произведения Исаака Бабеля, а в 1983 году — музыкальная трагедия Владимира Кобекина «Пугачёв», вновь проводящая параллели между народными бунтами разных эпох. В 1987 году Малый оперный в последний раз отметил юбилей Октября — балетом «Тихий Дон» на музыку Леонида Клиничева.

Ни один из этих спектаклей не дошел до наших дней. Однако сохранились воспоминания артистов, партитуры, фотографии и, конечно, эскизы художников-постановщиков. Часть этих эскизов представлена на выставке «МАЛЕГОТ: в мыслях о революции». Также на выставке вы можете услышать сохранившиеся фрагменты звукозаписей оперных спектаклей «Любовь Яровая», «Мать», «Поднятая целина», «Броненосец „Потёмкин“» и «Тихий Дон».