Любовь в розовых очках

1 ноября 2021

Любовь в розовых очках

Любовь в розовых очках

25 ноября в Эрмитажном театре будет представлена опера Жака Оффенбаха «Сказки Гофмана». Единственное оперное сочинение «Моцарта Елисейских полей», несколько сокращенное за счет речитативов и хоровых фрагментов, прозвучит в рамках проекта Viva.Иоффе.

Оффенбах, не имевший равных в жанре оперетты, свою единственную оперу написал на основе сюжетных линий, заимствованных из нескольких новелл Гофмана. Немецкий писатель-романтик, который также был музыкантом и композитором, по воле либреттистов превратился в центрального персонажа оперы. Однако нельзя сказать, что этот герой, своего рода симбиоз писателя и его персонажей, чувствует себя свободно, перемещаясь из одной любовной истории в другую. За его спиной незримо присутствует и оценивает каждый шаг его муза. Впрочем, и муза может менять свой облик.

- Каждому артисту и художнику просто необходима Муза, - говорит Алевтина Иоффе, музыкальный руководитель Михайловского театра и автор проекта Viva.Иоффе в Эрмитаже. – Чтобы проникнуть, понять и передать образность музыкального произведения, нельзя открывать партитуру с пустым сердцем. А Муза рождает Вдохновение! Для Гофмана в опере Оффенбаха Муза является и вдохновением, и другом, и критиком, и провокатором! Но какова её природа, откуда она берется? Из вина? Или просто из воображения? Или это другая сторона самого Гофмана, который спорит сам с собой?! В опере это многоликий персонаж, появляющийся то в образе студента, то женщины – и это загадочное существо проходит вместе с Гофманом через все испытания, которые приготовила ему судьба. А испытаний таких немало: дьявол посылает самых искушенных бесов, чтобы сокрушить и утащить в ад мужскую личность. Злые гении тоже принимают разные обличия, вполне человеческие - это Линдорф, Коппелиус, Дапертутто, Миракль. Ведь наш герой интересен дьяволу, его обязательно нужно забрать к себе, с ним можно будет выпить, и пошутить, и поспорить! Ведь провести Вечность в аду одному очень скучно...

- Главное искушения для Гофмана - женщины, и они же – источники его творческой энергии, - продолжает Алевтина Иоффе. - Кукла, артистка, куртизанка – то ли разные существа, то ли разные грани одной личности. Оффенбах каждой героине дает восхитительно разнообразный музыкальный материал. Олимпия – кукла-автомат, её вокальные фиоритуры требуют исключительной техники, но они чисто механические. Гофман влюбляется в нее, потому что смотрит на это чудо через «розовые очки», вовремя подсунутые дьяволом! Это своего рода «мужчина в розовых очках»: он видит в женщине не то, чем она на самом деле является! Следующий предмет его любви – Антония, девушка, обреченная на домашнее заточение. У нее есть особый дар, она своего рода медиум, пропускающий через себя музыку. Ей запрещено петь, иначе смерть! Ее музыкальная характеристика выполнена в романтическом ключе, музыка очень нежная и мелодичная. Наконец, венецианская куртизанка Джульетта, делающая Гофмана объектом насмешек: она просит у него оставить ей на память своё отражение. А лишиться отражения – это значит лишиться души. В этой истории главная музыкальная тема – томная, заманивающая баркарола, и её по праву считают одной из лучших оперных мелодий всех времен.

- В нашей версии три любовных истории будут представлены тремя парами артистов. С Олимпией – Светланой Москаленко будет петь Гофман – Дамир Закиров. Антонию споет Анастасия Барун, её Гофманом будет Дмитрий Головнин. А Гофман – Федор Атаскевич споет вместе с Джульеттой – Александрой Сенниковой. Музу мы тоже разделили: за её вокальное воплощение отвечают Виктория Войтенкова и Софья Файнберг. Хор будет дополнять истории живым участием очевидцев. Таким образом, один вечер в Эрмитажном театре даст слушателям возможность познакомится с прекрасными голосами нашей труппы. А я, - завершает рассказ Алевтина Иоффе, - буду читать отрывки из новелл Гофмана и дирижировать.