«Коппелия» на сцене Малегота. Страницы истории

21 сентября 2020

«Коппелия» на сцене Малегота. Страницы истории

«Коппелия» на сцене Малегота. Страницы истории

«Коппелия» Лео Делиба исторически занимала в афише нашего театра очень важное место. Выдающийся русский хореограф Федор Лопухов, стоявший у истоков балетной труппы Малегота, имел целью создать «экспериментальную труппу хореографической комедии». В жанре, где не было устоявшихся традиций и штампов «большого балета», молодая труппа могла быстрее обрести собственное лицо. «Коппелия», появившаяся на нашей сцене в 1934-м, была задумана Лопуховым как социально-комедийный спектакль. Балет пользовался огромным успехом и позже практически без изменений был перенесен еще в два молодых театра — в Минске и Днепропетровске. По общему настроению он перекликался с выдающимися музыкальными кинокомедиями той эпохи, такими как «Веселые ребята», «Волга-Волга», «Цирк».

Сказочное, фантастическое начало было в значительной степени вытеснено бытовыми мотивами, близкими зрителю той эпохи. «Место мистического чудака доктора Коппелиуса занял вполне земной, сметливый и веселый балаганщик, хозяин театра марионеток, лишенный каких бы то ни было “потусторонних”, гофмановских, фаустовских черт», — писал Федор Лопухов о своей постановке в журнале «Звезда». Фабула развивалась в реальной плоскости, и даже самые комедийно-неожиданные поступки персонажей объяснялись незатейливо, например, популярностью маленького кабачка, расположенного на городской площади. Место действия тоже было вполне земным. «Художник Михаил Бобышов дал в своих декорациях конкретный образ галицийского городка середины прошлого столетия и попытался подчеркнутыми костюмами охарактеризовать различные социальные группы: крестьян, горожан, чиновников, мелкопоместной шляхты, собравшихся в городок на ярмарку», — отмечал Адриан Пиотровский, один из авторов спектакля и бесспорно ключевая фигура в Малеготе середины 1930-х. Акценты на социальном положении персонажей не помешали Лопухову первостепенное значение отдать хореографии — классический и характерный танец были главными средствами при создании характеров центральных и второстепенных персонажей. «Целиком оставаясь на почве “условного” танца, надо стремиться достигнуть правдивости, социальной конкретности образов, эмоций, конфликтов, всей сюжетной ткани спектакля, выражая всё это через специфику танца», — формулировал Федор Лопухов свое постановочное кредо в статье «Танцевальная комедия». И оно дало результаты. «Случай редкий в балете: зритель с интересом следит за интригой», — удивлялся известнейший искусствовед Иван Соллертинский.

«Коппелия» Федора Лопухова выдержала 69 показов. Для труппы, в которой часть артистов не имела законченного профессионального образования, а часть была взята из самодеятельности, это было убедительное достижение. Партия Сванильды стала успешным дебютом для Зинаиды Васильевой, одаренной ученицы Агриппины Вагановой. Она была в равной мере хороша и как Сванильда-девушка, и как испанская кукла, а в поддержках элементы классического танца умело сочетала с акробатикой. Роль Франца с блеском исполнил Петр Гусев. В третьем акте фоном для любовного адажио героев служило представление театра марионеток, где кукловодом был легендарный деятель театра кукол Евгений Деммени. В роли Коппелиуса на сцену выходил выдающийся артист оперетты Михаил Ростовцев. Даже в выборе исполнителей проявляла себя свойственная Лопухову склонность к синтетическому театру.

В тяжелые годы войны, когда Малый оперный находился в эвакуации в городе Чкалове (Оренбурге), «Коппелию» в постановке Федора Лопухова возобновили, и спектакль вновь вызвал волну зрительской любви. Позднее в театре к балету Лео Делиба обращались хореографы Нина Анисимова (1949) и Олег Виноградов (1973).