Концерт в Большом зале Филармонии

30 января 2023

Концерт в Большом зале Филармонии

Концерт в Большом зале Филармонии


12 февраля Симфонический оркестр и хор Михайловского театра выступят в Большом зале Филармонии в рамках цикла концертов, посвящённых памяти Георгия Свиридова.

О программе, приуроченной к 25-летию со дня смерти выдающегося композитора, уникального мелодиста XX века, мы поговорили с музыкальным руководителем и главным дирижёром Михайловского театра Александром Соловьевым.

— Музыка Георгия Васильевича Свиридова, величайшего композитора России, с годами становится всё более значимой, даже насущной. Мне представляется особенно важным, чтобы «Поэма памяти Сергея Есенина», созданная им в 1956 году, была исполнена не в «музейном», «застывшем» варианте, а прозвучала бы современно, заставила услышать себя по-новому. Эта музыка о Поэте и его Родине в переломный момент истории, своеобразные русские «Страсти». Роль Поэта в поэме в какой-то мере приближается к роли евангелиста в пассионах Баха, а слушатель становится свидетелем крестного пути, буквально Жития своей страны. Мы постараемся показать невероятную, глубинную красоту этой музыки, выявить её подлинно вокальное начало, а также недосягаемую этическую высоту.

В продолжении вечера прозвучит Третья оркестровая сюита Петра Ильича Чайковского, творчество которого так же неотделимо от русской истории, культуры, языка. «Я русский в полнейшем смысле этого слова, — говорил о себе композитор. — Я страстно люблю русского человека, русскую речь, русский склад ума, русскую красоту лиц, русские обычаи...» Одно из редко исполняемых сочинений Чайковского, по мнению маэстро, можно смело отнести к его безусловным шедеврам.

— Пётр Ильич работал над Третьей сюитой в 1884 году: в этот сложный для него период он решал для себя важнейшие проблемы бытия, много размышлял о жизни и смерти, о силах добра и зла и их влиянии на судьбу человека. Не случайно в финал сюиты композитор вводит знаменитую тему Dies irae, выражающую инфернальное начало. Сочинение Чайковского очень ново для своего времени как по форме, так и по эмоциональному содержанию. Например, композитор придал жанрам вальса и марша особую драматургическую значимость, создав совершенно необычные для своего времени образы. В этом смысле, Третья сюита проложила дорогу к Пятой и Шестой симфониям, а оркестровые находки напрямую ведут к «Пиковой даме». Третья сюита позволила Чайковскому преодолеть творческий и человеческий кризис, вновь поверить в силу своего таланта, обрести веру в то, что его музыка действительно нужна людям. Эта музыка — о Человеке; вот почему к ней так важно обращаться.