К юбилею Чайковского

13 марта 2020

К юбилею Чайковского

К юбилею Чайковского

28 марта инструментальный цикл камерных концертов продолжит вечер, приуроченный к 180-летию со дня рождения Петра Ильича Чайковского.
В исполнении артистов оркестра Михайловского театра в фойе бельэтажа прозвучат струнный секстет «Воспоминания о Флоренции» и Andante cantabile из Струнного квартета № 1.

Souvenir de Florence — ностальгия или дань памяти удивительному творческому климату, который подарила Чайковскому столица Тосканы, куда он приехал работать над оперой «Пиковая дама». Петр Ильич приступил к сочинению секстета в июне 1890 года. Несмотря на переполнявшую его творческую энергию и внутреннюю потребность выразить свои чувства в новом произведении, для создания «Воспоминаний» была еще одна более реальная причина — за четыре года до этого он обещал написать сочинение для Петербургского общества камерной музыки.

«У нас наступила пора дождей при невероятной духоте, что называется, парит, — писал 15 июня Петр Ильич своему брату Модесту. — Я чувствую себя вследствие этого столь слабым и сонным, что едва вожу рукой по бумаге. А может быть, это секстет виноват. Я начал его третьего дня и пишу с невероятной натугой; меня затрудняет не недостаток мыслей, а новость формы. Нужно шесть самостоятельных и притом однородных голосов». Тем не менее композитор закончил «Воспоминания о Флоренции» вчерне за восемнадцать дней и еще за двадцать два дня, к первой неделе августа, завершил инструментовку. Позже, в начале 1892 года, перед первым исполнением в Петербурге, автор значительно переработал произведение. Среди музыковедов есть мнение, что эта «щемящая пьеса намекает на тоску, которая пронизывает последние, великие симфонии композитора, но делает это с более мягкой задумчивостью и лиричностью».

Первый струнный квартет, часть Andante cantabile из которого продолжит музыкальный вечер, был написан почти за двадцать лет до поездки Чайковского во Флоренцию. В начале 1871 года Николай Рубинштейн предложил Чайковскому подготовить концерт из собственных сочинений для исполнения в зале Благородного собрания в Москве. У композитора было достаточно материала, чтобы составить программу и не для одного концерта. Однако вскоре выяснилось, что на большой оркестр средств не хватит — обстоятельство, которое спровоцировало композитора на создание нового камерного сочинения.

Еще в Каменке, работая над оркестровкой оперы «Ундина», Петр Ильич записал народную песню «Сидел Ваня на диване», которую напевал у него за окном крестьянин. И вот два года спустя она становится центральной мелодией его Струнного квартета № 1 — основной темой его второй части, знаменитым Andante cantabile.

Пять лет спустя, во время исполнения квартета на музыкальном вечере, Лев Николаевич Толстой, который сидел рядом с Чайковским, заплакал, слушая Andante cantabile. «Никогда в жизни я не был так польщен и так тронут в моем авторском самолюбии», — скажет позже композитор.