Оперы января

23 декабря 2021

Оперы января

Оперы января

Петр Ильич Чайковский, Вольфганг Амадей Моцарт, Джузеппе Верди, Джакомо Пуччини — великие композиторы, сочинения которых составляют ядро мирового оперного репертуара. Приглашаем поклонников музыкального театра на оперные спектакли января. В пяти сочинениях музыкальных гениев — всё лучшее, за что оперу страстно любят в разных частях света.

Творчество Чайковского в январской афише представлено «Иолантой» и «Евгением Онегиным». «Иоланта», как известно, в нашем театре идет в двух разных версиях. 5 января она будет представлена в «традиционной» постановке, отвечающей привычным представлениям о «костюмном», «историческом» спектакле, где строго соблюдены все прописанные в либретто обстоятельства времени и места действия. Юная принцесса, дочь короля Рене, слепа от рождения, но не подозревает о своем недуге. Её окружению строго-настрого приказано не раскрывать ей, что обычно люди обладают зрением. Когда в замке появляется Водемон, сбившийся с пути рыцарь, он вносит смятение в её устоявшийся мир... В партии Иоланты можно услышать Валентину Феденёву, нашу солистку, ставшую недавно лауреатом национальной оперной премии «Онегин»; Водемона будет петь Сергей Кузьмин, в роли мавританского лекаря Эбн-Хаккия — народный артист России Николай Копылов, наш выдающийся ветеран, остающийся в великолепной вокальной форме.

В честь Дня российского студенчества, каким сейчас официально признан Татьянин день, Михайловский театр даёт «Евгения Онегина» — спектакль пройдет 26 января, на следующий день после праздника. В этом выборе есть определенный символизм: и потому, что главную героиню оперы Чайковского зовут Татьяной, и потому, что первая постановка «Евгения Онегина», как известно, была осуществлена силами студентов Московской консерватории. «Поэтичность, человечность, простота сюжета», — композитор видел в этом главные достоинства своего сочинения, вдохновленного пушкинским романом в стихах. Наш спектакль в режиссуре Андрия Жолдака за 10 лет сценической жизни в восприятии публики успел превратиться из шокирующе авангардистского во вполне академический. Приём, использованный постановщиком, а именно «превращение белого в черное» — последовательно меняют цвет декорации, реквизит, костюмы и даже грим — за десятилетие сценической жизни постановки широко распространился в театральной практике, да и весь спектакль «разобран на цитаты». Что, конечно же, свидетельствует о его мощнейшем влиянии на современную оперную режиссуру и театральный процесс в целом.

Спектакль «Моцарт. Свадьба Фигаро» — он в нашей афише стоит 29 января — тоже в каком-то смысле «студенческий» по своему духу. Постановщик Вячеслав Стародубцев очень креативно подошел к опере Моцарта на сюжет комедии Бомарше. Персонажам не чуждо увлечение Востоком, так называемым стилем шинуазри, разновидностью рококо, где главенствуют приёмы и сюжеты искусства средневекового Китая. Поэтому «китайские штучки» (а заодно и «японские») изрядно влияют на привычки и образ действия героев оперы Моцарты — и в запутанную интригу вторгаются китайские барабаны, золотые рыбки и самурайские мечи. Прекрасная возможность увидеть обаятельного и готового к импровизации Александра Шахова в роли Графа Альмавивы, оценить талантливую Анастасию Барун в роли Графини, насладиться чудесным вокалом Светланы Москаленко — Сюзанны.

Бессмертная итальянская классика представлена двумя топовыми названиями — «Травиатой» Джузеппе Верди — в афише 14 января — и «Тоской» Джакомо Пуччини 21 января. Популярность этих опер в мире оспорить не может никакое другое название, даже «Кармен» по частоте исполнения существенно отстаёт. Не бывает дня, чтобы «Травиата» или «Тоска» не звучали бы в каком-либо оперном театре планеты. И если по музыкальным достоинствам оперы вполне сопоставимы, то по стилю и интонации они скорее антиподы. «Травиата» — это интимная драма, история внутренней жизни героев, где на их чувства и поступки влияют их собственные представления о морали и в меньшей степени социальные нормы, но отнюдь не глобальные потрясения. В «Тоске», напротив, действие происходит на сверхнапряженном политическом фоне, в обстановке интриг и репрессий, и события несутся к непредсказуемой развязке со скоростью спортивного болида. Острота конфликтов и драматизм переживаний не заслоняют главного итога: любовь торжествует даже перед лицом смерти.

Билеты на оперные спектакли молодые зрители могут приобретать по «Пушкинской карте».