Изящное хулиганство Эрика Сати

19 ноября 2021

Изящное хулиганство Эрика Сати

Изящное хулиганство Эрика Сати

27 ноября в фойе бельэтажа прозвучит музыка французских композиторов «прекрасной эпохи», подарившей миру плеяду новых имен. Годы, когда эйфория от достижений прогресса соседствовала с предчувствием грозных исторических катаклизмов, определили развитие музыки на целое столетие вперед. Концерт познакомит слушателей с камерными сочинениями Эрика Сати, Франсиса Пуленка, Венсана д ’Энди, Шарля-Мари Видора.

Программу, которая получила название «Париж — город для тех, кто влюблён...» откроют первая и третья пьесы из цикла «Гносиенны» Эрика Сати. Эта музыка создана во времена, когда место на авансцене культурной жизни завоевывал модернизм. Сегодня «Гносиенны» входят в число сверхпопулярных названий — возможно, потому, что родились на стыке эпох, и даже есть мнение, что повлияли на их смену. Мы слышим в «Гносиеннах» абсолютное вдохновение и полет, но 130 лет назад эта музыка вместе с новыми формами красоты была источником изящного хулиганства. Сати давал своим произведениям странные названия, вроде «Засушенные эмбрионы» или «Дряблая прелюдия для собаки», добавлял к нотам причудливые примечания — «Сначала поразмышляйте» или «Играть 840 раз», — и всячески взывал исполнителей своих произведений к творчеству и интерпретации.

— «Сатизм» не может существовать в принципе. Я бы этому воспротивился. В искусстве не должно быть рабства. В каждом новом произведении я всегда старался — как формой, так и содержанием — сбивать с толку последователей, — писал Сати, и уже в этом был модернистский отказ от правил и установок прошлого.

Также на концерте прозвучат произведения композитора, который всегда подчеркивал сильное влияние Эрика Сати — Франсиса Пуленка. Музыканты камерного оркестра Михайловского театра исполнят его Дуэт для кларнета и фагота, Трио для гобоя, фагота и фортепиано и Секстет для духового квинтета и фортепиано.

Продолжат программу вечера Интродукция и Рондо для кларнета и фортепиано Шарля-Мари Видора и Сарабанда и Менуэт для духового квинтета и фортепиано Венсана д’Энди.