История голубоглазой красавицы

11 сентября 2020

История голубоглазой красавицы

История голубоглазой красавицы

«Коппелия», или «Красавица с голубыми глазами», как ещё называли этот балет, присутствует на мировой сцене на протяжении полутора веков. Впервые балет Лео Делиба представили в Париже в мае 1870 года. В Парижской Опере на премьере присутствовали император Наполеон III и императрица Евгения. Успех был громкий, но сценическая судьба постановки прервалась из-за начавшейся через два месяца франко-прусской войны. Оригинальная хореография Артура Сен-Леона, который вернулся в Париж после десяти лет работы в России, была почти полностью утрачена, а сам хореограф умер в том же году.

В основе либретто «Коппелии», которое Сен-Леон написал в содружестве с Шарлем Нюиттером, много лет служившим архивариусом в Парижской Опере, лежат мотивы новеллы Эрнста Теодора Амадея Гофмана «Песочный человек». Историю юноши, влюбившегося в механическую куклу, создатели балета лишили жуткой гофмановской мистики. Мрачные фантазии немецкого романтика на балетной сцене обернулись лёгкой иронией и буффонадой. А место трагического гофмановского финала заняло свадебное торжество, украшенное щедрой россыпью танцев: неверный жених прощен, его примирение с невестой и их брачный союз празднует весь галицийский городок на площади перед ратушей.

Выдающийся русский художник, искусствовед и художественный критик Александр Бенуа очень точно определил, в чём особенность балета «Коппелия» и её отличие от литературного первоисточника: «У Гофмана царит великий серьёз, — это очень серьёзно задумано, тогда как у Делиба всё носит характер потешной шутки. Однако я убеждён, что, если бы Гофман услыхал музыку Делиба, он первый пришёл бы в безоговорочный восторг. Получилось... не уродливое искажение, а нечто самодовлеющее в своей убедительной прелести».

Поскольку канонической версии «Коппелии» не существует, разные мастера, обращавшиеся к балету, предлагали для постановки свои собственные танцевальные идеи. В дореволюционные годы в России «Коппелию» ставили Мариус Петипа и Александр Горский. Джордж Баланчин поставил свою версию для Балета Нью-Йорка, Нинет де Валуа — для Королевского балета в Лондоне, Ролан Пети — для Марсельского балета, Пьер Лакотт — для Школы Парижской оперы.

«Коппелия» была одним из первых спектаклей в балетной афише Михайловского театра. Поставленный в 1934 году хореографом Фёдором Лопуховым и художником Михаилом Бобышовым балет выдержал 69 показов. Позднее к этой постановке обратились вновь во время Великой Отечественной войны, когда театр находился в эвакуации в Чкалове (Оренбурге). В 1949 году в Малом оперном свою «Коппелию» представила Нина Анисимова, а декорации выполнила Татьяна Бруни. Спектакль оставался в репертуаре до 1958 года. Почти 20 лет, с 1973 по 1992 год, на нашей сцене шла «Коппелия» Олега Виноградова с костюмами и декорациями, созданными Валерием Левенталем.