Из сердца Египта

22 октября 2019

Из сердца Египта

Из сердца Египта

В Михайловском театре знаменитая опера Джузеппе Верди «Аида» ставится впервые. Никогда прежде на нашей сцене не появлялись тронный зал дворца фараонов или храм бога Ра в Мемфисе. И хотя не сюжет из истории Древнего Египта, а редкое музыкальное богатство сделали эту оперу шедевром «на все времена», она выделяется в оперном мире также и благодаря историко-мифологическому фону.

«Аида» появилась на свет благодаря заказу Исмаила-Паши, вице-султана Египта, который тогда входил в состав Османской империи. В ноябре 1869 года открывался для навигации Суэцкий канал, и к этому событию было приурочено открытие оперного театра в Каире. «Аида» опоздала: франко-прусская война помешала вовремя доставить из Парижа роскошные костюмы, изготовленные для спектакля. Для высоких гостей, прибывших на масштабные празднования, дали пышный бал, а также «Риголетто».

Премьера «эксклюзивной» «Аиды» состоялась спустя 2 года, в декабре 1871-го, и не просто имела грандиозный успех, но и в каком-то смысле стала кульминацией «века Египта», как иногда называют период с 1822 по 1922 год, когда исчезнувшая цивилизация не только получила широкую известность в Европе, но и породила отдельное стилевое направление в разных видах искусства. «Египетский стиль» нашел проявление в архитектуре, мебели и интерьерах, моде, ювелирных украшениях.

До XVII — XVIII веков европейцы знали Страну Фараонов в основном по сочинениям античных авторов и древним артефактам, вывезенным римлянами в метрополию. Изучать Египет на его собственной территории европейские ученые начали в эпоху Просвещения. Эти исследования значительно расширились в эпоху Наполеоновских войн. Французские войска захватили Египет в ходе кампании 1798-1801 годов. Офицеры и солдаты армии императора, а также сопровождавшие армию ученые и художники массово вывозили находки древнеегипетской культуры. Позже конкурировать с французами на возникшем рынке древнеегипетских артефактов стали англичане, вытеснившие соперников из страны. Захлестнувшая Европу волна «египтомании» получила новое качество в 1822 году, когда лингвист Жан Франсуа Шампольон расшифровал текст так называемого Розеттского камня, благодаря чему стало возможным чтение иероглифов. Следующей вехой на пути познания древнеегипетской цивилизации, сопоставимой по значимости с открытием Шампольона, стала находка британского археолога Говарда Картера, обнаружившего в Долине Царей гробницу Тутанхамона — это произошло в 1922 году. Символично, что «Аида» хронологически занимает центральное место между этими двумя событиями. И хотя создание оперного произведения, строго говоря, не стоит включать в историко-научный контекст, для «Аиды» можно сделать исключение. Автором сценария был знаменитый французский египтолог Огюст Мариетт, создатель службы сохранения египетских древностей, включавшей раскопки, расчистку и музеефикацию. Первый директор Каирского музея, в историю он вошел как Мариетт-бей; в знак высокой оценки его заслуг египетское правительство присвоило ему титул. Показательно, что декорации и костюмы к постановке «Аиды» готовились по рисункам Мариетта.

Сценарий на сюжет из древнеегипетской истории, предложенный археологом, превратил в развернутый прозаический текст французский либреттист Камиль дю Локль, после чего поэт Антонио Гисланцони создал итальянский стихотворный текст. Верди и сам принимал активное участие в работе над либретто и драматургией, тщательно продумывал психологическое развитие образов героев. Этнографический фон тоже был интересен композитору. На тщательность разработки местного колорита как на «новую сторону» в развитии дарования Верди обратил внимание его современник, русский музыкальный критик Герман Ларош: «Перед нами благодаря очарованию его музыки вырастает древний и экзотический мир, полный фантастического величия: жаркий климат Египта, его богатое искусство, пышность его царей, его мрачная и грозная религия оживают перед нами и переносят нас на несколько тысячелетий назад».