Фигаро, который иногда здесь

11 января 2021

Фигаро, который иногда здесь

Фигаро, который иногда здесь

В январе поклонников Бориса Пинхасовича ждут две встречи с любимым артистом в Михайловском театре. 22 января звездный баритон исполнит роль Фигаро в «Севильском цирюльнике» Джоакино Россини, а 26 января в «Паяцах» Руджеро Леонкавалло выступит в двух образах — исполнит Пролог и споет партию Тонио. В преддверии спектаклей певец рассказал о его личном отношении к таким разным персонажам и актерским задачам.

— Партия Фигаро как лакмусовая бумажка для любого баритона. Это именно та роль, которая заставляет на протяжении всего творческого пути совершенствоваться. Сам образ очень понятный: Фигаро — жизнелюбивый весельчак, балагур, наиумнейший человек, разумеется. Ведь чтобы провернуть всю эту аферу, нужно обладать недюжинной фантазией. И для воплощения в эту роль артисту нужно проявить гибкость и многогранность. Но для меня эта партия прежде всего про вокальное мастерство. Музыкальный рисунок партии настолько совершенен, что заставляет быть постоянно в тонусе и постоянно развиваться, прорабатывая даже самые маленькие детали. Недостаточно спеть ее один раз хорошо, нужно постоянно над ней трудиться. Это прежде всего материал высочайшей вокальной марки. Добавлю также, что 4 февраля у меня будет дебют с Фигаро в Большом театре, а в апреле с этой партией вновь выйду на сцену Венской оперы. И для меня, конечно, очень интересно этот образ проводить через разные постановки и режиссерские линзы.

— Пролог в «Паяцах» — еще одна лакмусовая бумажка баритонов. Прекрасная выходная ария идет в отрыве от Тонио, поэтому иногда Пролог и Тонио поют разные артисты, а иногда один и тот же. Это общий наш глас — голос артиста. Он очень направленный, очень обличающий. В тексте все сказано: «Посмотрите на наши слезы, попытайтесь понять нашу душу». Мне кажется, каждый исполнитель может и должен вкладывать туда не только глубинный смысл именно этой актерской темы, но и личностное отношение, тот груз переживаний, который он успел прожить до настоящего момента. От этого и музыка только выиграет, и само исполнение — с чем пришел на сцену, с каким душевным багажом, то и вложил в этот пролог. Конечно, это очень глубинное высказывание, очень драматичный монолог, но он зависит непосредственно и от душевного наполнения конкретного артиста.

— Тонио для меня безумно интересная роль, я буду исполнять ее всего лишь третий раз в жизни, и конкретно в третий раз на сцене моего любимого Михайловского театра. Когда мы с моим бессменным концертмейстером Натальей Дудик работали над этой ролью, пришли к мнению, что Тонио в чем-то Деточкин в исполнении Смоктуновского в фильме «Берегись автомобиля». Эта загребающая походка... даже небольшой слепок я оттуда брал. Мне кажется, это проблема маленького человека. Он осознает, что Недда ему недоступна. Через эту мысль в контексте своего внешнего и морального уродства он идет в темноту. И происходит убийство. Этот человек в чем-то Яго, змея. И тут мне хочется провести идею физического уродства, которое через моральное идет во тьму и к убийству. Есть противоположный вариант Квазимодо, когда человек через физическое уродство идет к свету и к вечной любви. Но эти две дороги, одна во тьму, другая — к свету, и отличают человека маленького от большого.