Эрнст Кшенек. «Прыжок через тень»

1 марта 2018

Эрнст Кшенек. «Прыжок через тень»

Эрнст Кшенек. «Прыжок через тень»

На концерте 21 марта, посвященном 100-летнему юбилею оперной труппы, прозвучат отрывки из опер, которые стали знаковыми для истории театра. В преддверии замечательной даты мы хотим познакомить наших зрителей с интересными и малоизвестными моментами театральной жизни.

Опера «Прыжок через тень» австрийского композитора Эрнста Кшенека была поставлена в МАЛЕГОТе в 1927 году. Сегодня об этом значительном для ленинградской культуры событии вспоминают крайне редко.

Идея постановки «Прыжка через тень» принадлежала Борису Асафьеву. Композитор купил клавир оперы лично у автора во время одной из своих поездок по Европе. Это была первая опера Кшенека, которую композитор написал в возрасте 23 лет, когда учился в берлинской Академии музыки. Кстати, тогда же он женился на дочери Густава Малера. Коллеги-современники отмечали, что в этот период музыка юного маэстро приобрела в чувственности. Сатирическая опера объединила в себе элементы современного джаза и атональной музыки, и сегодня считается отправной точкой в творчестве композитора.

Спектакль ставил Николай Смолич, дирижировал бессменно Самуил Самосуд. В «Прыжке через тень» на сцене воссоздавался полуфантастический гротескный мир, в котором не было места лирике, подлинности чувств, естественности их проявлений. В своей заметке для «Красной газеты» Анатолий Луначарский назовет это «самоиздевательством европейской культуры». Постановка выдержала 23 показа, так как попадала в идеологический нерв времени.

Тени множились в жестяных блестящих листах конструкции, сооруженной на специально закупленном для спектакля поворотном круге. Для оперных подмостков спектакль казался новым словом по своей энергии, динамике, по разрушению канонов вялотекущего оперного действия, по применению средств современной техники. Спектакль имел широкую мировую известность.

Известный швейцарский дирижер того времени Эрнест Ансерме писал: «Несомненно лучшее, что я видел — это „Прыжок через тень“. Я смело утверждаю, что бывший Михайловский театр — лучший музыкальный театр России, а в смысле исполнения так работают только в Ла-Скала в Милане. Постановка просто гениальна. Оркестр выше всяких похвал. У Самосуда на Западе соперников нет». Его австрийский коллега Александр Цемлинский также отмечал, что спектакль «выбил его из колеи»: «Я просто не запомню такой чистоты, легкости, богатства нюансов, красоты звучности, с какой оркестр подает эту оперу. Знание дирижером партитуры — феноменально. Певцы — превосходны. Но всего лучше — постановка. Положа руку на сердце, честно скажу: ничего подобного в Европе нет». На спектакле побывали выдающиеся композиторы Пауль Хиндемит и Альбан Берг, а сам автор оперы в Ленинграде так и не побывал.