Дмитрий Шостакович. «Нос»

13 марта 2018

Дмитрий Шостакович. «Нос»

Дмитрий Шостакович. «Нос»

Среди оперных произведений, отрывки из которых прозвучат на гала-концерте в честь 100-летнего юбилея оперной труппы, особое место занимает «Нос». Оперу на гоголевский сюжет сочинил в 1928 году аспирант Ленинградской консерватории Дмитрий Шостакович.

Дирижер Самуил Самосуд, режиссер Николай Смолич и художник Владимир Дмитриев представили спектакль по произведению молодого автора в начале 1930 года. Обратившись к одному из самых загадочных сюжетов в русской литературе, Шостакович, по его собственному выражению, «симфонизировал гоголевский текст». В опере есть драматизм, метафизическая глубина и необузданная фантазия. За фарсовым сюжетом об исчезновении носа у некоего незначительного чиновника и о превращении этого носа в чиновника более высокого ранга, служащего по научной части, обнаруживается картина распадающегося мира, в котором нельзя полагаться на нормальные межличностные связи. В условиях тотального наступления абсурда на всех фронтах гоголевский сюжет приобретал особое звучание. «Нос» Дмитрия Шостаковича вписался в исконную петербургскую традицию, переживавшую свой расцвет в творчестве писателей-обэриутов. Эксцентричные юмористы Даниил Хармс и Александр Введенский транслировали ощущение бесславности мира и раздробленности времени.

У критиков, обрушивших на спектакль шквал противоречивых оценок, были основания говорить об опере как о сочинении «авангардном». Среди примет «авангардизма» — антракт для ударных, пение и игра в крайних регистрах, натуралистическое звукоподражание, пародийные цитаты — все то, что в скором времени выльется в суровый приговор: «сумбур вместо музыки». «Нос» оставался в репертуаре около года и прошел 16 раз. И хотя начиная с 1960-х годов о ранней опере Шостаковича вспомнили снова, до сих пор можно утверждать, что «Нос» остается самым недооцененным сочинением великого композитора.