Concerto Grosso <br>Гендель. Продолжение

16 апреля 2018

Concerto Grosso <br>Гендель. Продолжение

Concerto Grosso <br>Гендель. Продолжение

Благодаря инициативе замечательных музыкантов Сергея Левитина и Владимира Погорецкого публика Михайловского театра имеет возможность познакомиться со знаменитым Concerto Grosso Георга Фридриха Генделя. Два года назад части инструментального цикла стали звучать в фойе бельэтажа. Серия продолжится 22 апреля: прозвучат Девятый, Десятый и Двенадцатый концерты.

В своем концертном цикле Гендель не придерживался строгих правил, концерты очень разноплановые, каждый имеет свою структуру и характер. Количество частей в концертах достигает шести, а иногда и восьми, в них чередуются быстрые и медленные темпы, арии, танцевальные темы.

— Concerto Grosso Генделя — это музыка, которую интересно играть и слушать, — говорит скрипач Владимир Погорецкий. — Музыканты, которые решаются ее исполнить, должны следовать законам того времени, когда она создавалась. Хотя сейчас у нас другие инструменты, другие смычки и струны, мы должны максимально приблизиться к оригинальному замыслу и максимально воссоздать звучание, задуманное Генделем. Сергей Левитин знает музыкальные приемы того времени. Его участие сделало возможным этот проект, а его занятость — Сергей работает в Лондоне концертмейстером Королевского театра Ковент-Гарден — причина того, почему концерты цикла звучат в Михайловском театре только один раз в сезон. В следующем сезоне планируется заключительная серия цикла, и мы верим, что рано или поздно наступит время, когда удастся все части Concerto Grosso собрать воедино и исполнить в один вечер.

Музыканты используют ноты, фиксирующие первоначальный авторский вариант, максимально свободный от последующих редакторских правок. Так что можно утверждать, что звучание будет «новым», очищенным от наслоений, оставленных на музыке Генделя его почитателями и последователями, и в то же время «старинным», близким к оригиналу.

— Нам хочется уловить и воспроизвести исполнительские тенденции того времени, — подчеркивает Сергей Левитин. — Хотя мы не относимся к так называемому «аутентичному» исполнительству, но внимательно изучаем опыт барочного исполнительства в европейских странах, прежде всего в Англии и Голландии. Собственный опыт тоже накоплен, и мы имеем право на свой почерк и стиль. Действительно, в Михайловском театре мы даем только один концерт в сезон, но, по моему мнению, это хороший временной интервал: публика сохраняет свежесть восприятия, музыка не приедается аудитории.

— Когда я подбирал концерты по «тройкам», то стремился к тому, чтобы сочетались их тональности, чтобы триада гармонично ложилось на слух, — продолжает Сергей Левитин. — И еще мне важно, какое ощущение останется после заключительной тональности. Хочется, чтобы была финальная точка, и вместе с тем уверенность, что последует продолжение. В этот раз мы начнем с Двенадцатого концерта, продолжим Десятым, а завершающим будет Девятый, хотя именно он написан несколько раньше остальных. Финальной точкой будет жига — шотландский танец, оставляющий позитивное и живое ощущение.