Аромат восточных царств

9 ноября 2021

Аромат восточных царств

Аромат восточных царств

Два спектакля из репертуара Михайловского театра — балет «Баядерка» и опера «Аида» — при всем их несходстве объединены так называемым «экзотическим колоритом». Древняя Индия в «Баядерке», мифологический Египет в «Аиде» — этот не самый обычный для музыкального театра фон особенно притягателен для современных зрителей. Ведь в театре многие из нас ищут впечатлений, которые невозможно получить в обычной жизни. По случайному совпадению, две «экзотические» постановки в ноябрьской афише оказались рядом: опера Джузеппе Верди «Аида» будет дана 16 ноября, балет Людвига Минкуса «Баядерка» — 17-го и 18-го.

Сюжеты этих спектаклей вполне можно сравнивать. В основе фабулы, как в опере, так и балете, любовный треугольник: две соперницы — рабыня и принцесса — не равны по общественному статусу, но исход борьбы за сердце отважного воина этим отнюдь не предрешен. Среди историков театра существует мнение, что в свое время Мариус Петипа задумывал и создавал «Баядерку» под непосредственным влиянием «Аиды», прогремевшей на всю Европу после премьер в Каире и Милане. Любовь, ревность и предательство — вот основное содержание двух шедевров, но события происходят в неведомых мирах, и чем меньше зрители знают о нравах и законах Древней Индии или Египта эпохи фараонов, тем острее воспринимают эмоции персонажей и ощущают драматизм тех коллизий, в которых они оказались. На мучительный внутренний выбор героев «Баядерки» влияет суровость кастовых границ, в «Аиде» накал страстей подогревается изнуряющим зноем пустыни.

В спектаклях Михайловского театра аромат далеких восточных царств воссоздан разными способами: «Баядерка» пленяет изысканным колоритом и богатством деталей, жемчугом и вышивкой на костюмах, в «Аиде» решение более концептуальное и лаконичное. При этом оба спектакля безоговорочно признаны «триумфом дизайнеров». Эксперты, оценивавшие постановки, отмечали высочайший профессиональный уровень команды, создавшей сценический облик «Аиды»: это художник-постановщик Мариус Някрошюс и художник по костюмам Надежда Гультяева. В балете полноценным соавтором хореографа Начо Дуато, вдохновлявшегося оригиналом Петипа, стала художница Ангелина Атлагич — в её работе найден точный баланс между сдержанностью и роскошью.