Александр Соловьев о премьере «Летучей мыши»

20 декабря 2022

Александр Соловьев о премьере «Летучей мыши»

Александр Соловьев о премьере «Летучей мыши»

Меньше месяца остаётся до наступления нового года и всего несколько недель — до главной театральной премьеры января. Чарующая и искромётная, изысканная и ироничная, очаровательная «Летучая мышь» Иоганна Штрауса не зря считается самой «оперной» опереттой в коллекции знаменитого короля вальсов. Жемчужина «венской опереточной короны» за своей головокружительной лёгкостью скрывает потрясающую глубину. О трудностях «лёгкого жанра», мировых исполнительских традициях и новой постановке Михайловского театра рассказывает музыкальный руководитель театра и дирижёр спектакля Александр Соловьев:

«Оперетта Штрауса чрезвычайно близка по жанру к итальянской опере-буффа. Недаром “Летучую мышь” часто называют оперой среди оперетт, и она довольно часто присутствует в репертуаре серьёзных оперных домов. Она требует высокого исполнительского мастерства певцов, хорошего вкуса, подлинного артистизма и вдохновения — но взамен многое даёт труппе. Это некий новый уровень артистической свободы, живой контакт со зрителем, особые навыки сценического поведения и речи: то, что столь необходимо оперному певцу.
Но, помимо прочего, музыка Штрауса сама по себе прекрасна, и её с огромным удовольствием исполняют лучшие дирижёры мира. Например, эталонной мне представляется интерпретация вальсов Штрауса дирижёром Сейдзи Одзавой: бездна вкуса, а сколько красоты и радости. Этому стоит поучиться и поделиться со слушателем.

Существует богатая исполнительская традиция данного сочинения: в особенности, связанная с Веной. Для меня эталоном в этом отношении является интерпретация “Летучей мыши” выдающимся дирижёром современности Карлосом Кляйбером. Он очень скрупулёзно подходил к выбору своего оперного репертуара: скажем, исполнял всего одну оперу Вагнера, “Тристан и Изольда”. И при этом включил в свой репертуар “Летучую мышь” — факт, по-моему, весьма красноречивый. У Кляйбера хочется учиться; хочется, также как и он, передать повышенный тонус артикуляции, предельно обострить темпы, как можно более ярко высветить все динамические и структурные контрасты и коллизии внутри музыкальной формы. Хотелось бы окунуть нашего зрителя-слушателя в эту особенную, изысканную атмосферу.

Вообще, “Летучая мышь”, прежде всего — спектакль-праздник. И к нам будут приходить люди, которым этот праздник сегодня нужен. Всем нам очень хочется в непростые времена подарить им надежду, хорошее настроение, просто дать немного отдохнуть. В нашем спектакле будут интересные сюжетные повороты, много шуток и даже сюрпризов».