Аида: высокие ставки

15 ноября 2019

Аида: высокие ставки

Аида: высокие ставки

Опера «Аида» впервые ставится на сцене Михайловского театра, и для исполнительницы заглавной партии Татьяны Мельниченко это тоже дебют. Украинская певица, учившаяся в Одессе и более двадцати лет живущая в Мадриде, рассказала нам о работе над ролью и своем первом визите в Петербург.

— Уходящий год для меня стал годом дебютов. В Израиле я впервые спела Тоску, в Италии дебютировала в партии Турандот, в Метрополитен-опере участвовала в одноактной опере Пуччини «Плащ», исполняла Жоржетту. Завершается год Аидой в Михайловском театре. Партия очень большая и сложная, поэтому я довольно давно начала разбирать ее по нотам. Но одно дело подглядывать в партитуру, и совсем другое — петь наизусть. Моей музыкальной памяти очень помогают визуальные образы. Партитура запоминается быстрее во время работы с режиссером. Мелодия закрепляется в голове вместе с ситуациями, которые он создает на репетиционной площадке.

— На Digital Gala мы вместе с Риккардо Масси впервые спели финальный дуэт из «Аиды». Я очень переживала перед выходом, но понимала, что мне очень повезло «обкатать» такой важный номер на публике во время гала-концерта. Появилось больше уверенности, что на премьере с финальной сценой все будет прекрасно. Тем более что с нами работает очень известный коуч из Ла Скала Массимо Булло.

— Раньше певцы, чтобы войти в роль, старались лучше узнать эпоху, в которой разворачивается действие. В наше время все несколько изменилось, но не потому, что артисты стали ленивее, просто режиссеры не ставят такой задачи. Историчности в спектаклях мало, например, в операх Моцарта сегодня можно увидеть одежду XX века. Мы представляем его героев в барочных нарядах, красивых пышных платьях, а получаем людей в военной форме. Нужно ли артисту, который в опере Моцарта выходит в военной форме, знать особенности эпохи, которая не будет отражена? Это можно долго обсуждать и спорить, но, на мой взгляд, именно режиссер должен подсказывать артистам, в каком направлении он хочет их вывести, должен вложить в их головы нужные ему образы. Поэтому я полагаюсь на видение режиссера, доверяю разбор характера и мотиваций героини ему. Мы в процессе, но уже сейчас я понимаю, что нам очень повезло с режиссером. Игорь Ушаков досконально объясняет все тонкости сюжета, раскрывает взаимоотношения героев. Я, например, была уверена, что между Аидой и Радамесом любовь, и они поняли это давно, а по режиссерской идее они только в финале понимают, что любят друг друга. Изначально же это какие-то дружеские чувства: он хочет помочь Аиде убежать из рабства, дать ей свободу — просто потому что хорошо к ней относится. И лишь когда героев окончательно разделяет судьба, у них возникают те самые чувства, до этого голова воина была занята мечтами о завоеваниях.

— Я впервые в Петербурге и поражена всем, что вижу вокруг — площади, проспекты, дворцы. Потрясают их размеры. Везде красиво и очень чисто.Многие артисты оперы предупреждали меня, что в Петербурге надо вдвойне бережнее относиться к своему голосу из-за климата. Но двадцать лет назад я училась в Одессе, поэтому морским воздухом меня не напугать. Разница, конечно, есть; первые дни здесь я чувствовала легкий дискомфорт из-за сильной влажности и холода, поэтому быстро приняла решение много не гулять, уж больно высоки ставки. Сейчас у нас очень интенсивные репетиции по шесть часов в день. Практически весь день мы проводим в помещении. Поэтому я могу сказать, что погоду мне делает театр, и она отличная!