Золушка вернулась домой

24 декабря 2020

Золушка вернулась домой
Рецензии

Золушка вернулась домой

Наталья Осипова много лет сохраняет статус любимицы российского балета. Да, удрала из дворца — Большого театра. Да, трамплином через петербургский Михайловский оказалась прима-балериной Ковент Гарден. И да, теперь она космополитичная жительница Лондона, но темперамент москвички никуда не пропал.

Осипова давно мечтала станцевать специально на нее поставленную «Золушку» Прокофьева, но в ожидании «своего» хореографа пока представила старую постановку классика драмбалета Ростислава Захарова, поставленную в 1945 году и тогда хитовую, а потом ошельмованную за простоту и восстановленную для Михайловского театра три года назад Михаилом Мессерером.

С первой сцены в звезде нет ничего фальшиво-балетного: Золушка разнимает сестер, своей же метлой шлепнутая по попе Мачехой чистит кастрюли, пригорюнившись и заплакав. Что важно — без скачущих плеч, искривленного лица и прочих типично балетных штампов. Мало-помалу фокус смещается с прекрасной героини на спектакль, и тут ждут открытия. Ошельмованный за простоту Ростислав Захаров, чье 110-летие стало поводом для современной версии, вовсе не примитивен. Он безыскусно, но слышит музыку — на кульминациях Прокофьева нет движений «в пол» — только ввысь и друг к другу. Он ценит старинный балет: фея зимы по танцу напоминает Русскую невесту принца из «Лебединого озера», а бойкий шут — родной брат тамошнему шуту. Соло впряженного в карету кузнечика цитирует классическую Голубую птицу, Золушке дарят подарки феи, а ее выход с тремя заморскими принцами — неполное адажио принцессы Авроры с кавалерами из «Спящей красавицы» Петипа. И таких «приветов для своих» еще много.

Есть послания и небалетной публике. Захаров (а за ним и Мессерер) опережают фильм-шедевр «Золушка» Надежды Кошеверовой 1947 года с Яниной Жеймо, Фаиной Раневской и Эрастом Гариным, известный додиснеевским поколениям назубок. Будущий фильм мелькает в учителе танцев Раздватрисе, в лихом галопе гостей, бестолковых служивых с кучами туфель, мизансценах и настроениях. Архаичнее выглядит балаган трипов принца по миру в поисках Золушки. Тут и индус с кальяном, и испанки с веерами, и карта мира на заднике для геолокации, где так и пишут — Испания. Впрочем, при всей предсказуемости переделать эту часть балета было бы глупо: пряность «заморских» танцев превращает любого зрителя в ребенка. При добавленном 3D видео резала глаз ядовитая зелень «лета» и пять раз повторившийся вылет птиц, но вообще идея показала как прекрасно монтируются видеоарт с драмбалетом. Великая магия старого театра, где скинувшая плащ нищенка становится феей, дополнена мгновенной сменой времен года, и теперь для этого не нужен антракт со сменой декораций.

Удача кастинга — гротесковая Мачеха — Алла Матвеева, состоящая из острых углов подбородка, локтей, коленей. Сама же Наталья Осипова вопреки имиджу темпераментной виртуозки показалась как тонкая лирическая балерина, чья легкость покоится на хрупкой природной летучести, а игривость родом из «внутренней девочки», редкой и неотразимой в профессионалах. Над ее танцем царит великий прокофьевский Вальс-Полночь, превративший сказку в притчу о скоротечности жизни, отстукивающей всем нам срок и ищущей любви. Этой любовью не дождавшаяся персональной «Золушки» Осипова лучится в искренних экарте и брызжущих счастьем турах, проживая свою жизнь здесь и сейчас и утверждая отличие сильных натур от всех остальных.

Лейла Гучмазова (Российская газета)