Белое или черное? «Онегин» в Москве

6 февраля 2014

Белое или черное? «Онегин» в Москве
Рецензии

Белое или черное? «Онегин» в Москве

Петербургский Михайловский театр привозит в Москву оперу «Евгений Онегин». Показ пройдет на Новой сцене Большого театра 6 февраля. Спектакль выдвинут на конкурс фестиваля «Золотая маска».

«Евгений Онегин» — спектакль одновременно и традиционный, и новаторский. Музыка Чайковского как будто навевает хрестоматийные представления. Но подход авангардного режиссера Андрея Жолдака далек от реализма в окружении родных березок. На первый взгляд спектакль похож на бессвязный и перенасыщенный набор деталей. Чего тут только нет: странный косолапый карлик, бегающий по сцене, путаясь в ногах демонически выглядящего Онегина. Молоко в больших банках, которым поливают Ленского, погибшего на дуэли. Зловещие шипы на стеблях огромных роз, торчащих из камина. Современная стиральная машина и черный холодильник, они запросто помещаются в старинной усадьбе. Куски льда, которые носят в авоське, тают на глазах, капая на пол. С каждой каплей утекает надежда на счастье.

Сценография и костюмы персонажей угольно-черные или снежно-белые, третьего не дано. Этот более чем наглядный конфликт положительного с отрицательным, как ни странно, не кажется лобовым. Жолдак на самом деле сделал фирменный нуар, а режиссерские примочки, если к ним приглядеться, во многом заимствованы из текста Пушкина и складываются в стройную систему метафор. Молоко, например, — это живая вода из сказок. Даже отрубленная голова рогатого фавна, которую Евгений принесет в авоське на финальное объяснение с Татьяной, не должна смущать. Страшная деталь — всего лишь знак омертвения души героя, неумения радоваться полноте жизни.

Онегин в этой версии неприкаянный аутсайдер, брат по судьбе Летучего голландца. Черный герой оперы — дитя мрака, он призван разрушать, в то время как дом Лариных, несмотря на все проблемы, все-таки прибежище света. Конфликт полюсов вечен, и не случайно действие оперы закольцовано. Вначале Татьяна-девочка в белом платье рассыпает черные шарики. В придуманном режиссером эпилоге Татьяна с мужем и дочкой празднуют Рождество и невинное дитя шаловливо играет черными бусами. Видно, вырастет и повторит судьбу матери.

Майя Крылова, «РБК daily»