Уж замуж невтерпеж

27 января 2014

Уж замуж невтерпеж
Рецензии

Уж замуж невтерпеж

«Царская невеста» стала первой оперной премьерой сезона в Михайловском театре. В качестве постановщика в опере дебютировал известный режиссер, руководитель БДТ им. Г. Товстоногова Андрей Могучий.

Эта опера Римского-Корсакова когда-то была одной из самых популярных в репертуаре российских, в том числе провинциальных оперных театров в застойные годы. В ленинградском Кировском театре публика просто сходила с ума от пения «соперниц» — Любаши в исполнении Ирины Богачевой и Марфы — Галины Ковалевой. В Большом театре на «Царскую» ходили не только слушать лучших Любаш в стране — Елену Образцову, Ирину Архипову, Тамару Синявскую, но и наслаждаться большим стилем исторических декораций. Такой «Царская невеста» и закрепилась в сознании оперной публики, и избавиться от инерции этого восприятия сюжета, где одним из персонажей является царь Иван Грозный, оказалось трудно.

В Михайловском театре за «Царскую невесту» взялся режиссер-модернист, основатель «Формального театра» и худрук БДТ Андрей Могучий. С художником Максимом Исаевым они представили свой вариант прочтения либретто оперы «Царской невесты». С одной стороны, в сценографии серия изящных объектов древнерусского деревянного зодчества, резной иконостас, с другой — отсыл к романам Достоевского, современника композитора, или даже к сорокинскому «Опричнику»... Наконец, зритель видит неоновые огни мюзик-холла и дефиле невест в платьях с витрин свадебных салонов. В спектакле появились и дети в исторических костюмах, они символизировали жизнь «ритуала».

Надо заметить, что даже при таком авангардном взгляде на оперу Римского-Корсакова игра артистов на сцене была вполне в духе психологического театра. Оркестр под руководством дирижера Михаила Татарникова звучал в крепких традициях русской оперной школы, но без позолоты, а с чуткой, пронзительно эмоциональной интонацией. Голосу Светланы Мончак в заглавной партии Марфы при всей драматической старательности не хватило той завораживающе чистой хрустальности, которой так ценится эта партия, а лирическому баритону Александру Кузнецову в партии Грязного — твердости и рогожинской «расхристанности». Вновь покорил ошеломляющим лиризмом тенор Евгений Ахмедов в партии Лыкова, неуловимо напоминавшего в спектакле князя Мышкина. Наиболее убедительной, зрелой и стильной вокально-драматической работой оказалась партия Любаши в исполнении Юлии Герцевой, напомнив меццо-сопрано Ирины Богачевой.

Спектакль Михайловского театра будет теперь конкурировать с постановкой в Большом театре, где обещают возобновить «Царскую невесту» в оформлении Федора Федоровского.

Владимир Дудин, «Российская Газета»