Союз серпа и пуанта: куда течет «Светлый ручей»

16 октября 2023

Союз серпа и пуанта: куда течет «Светлый ручей»
Рецензии

Союз серпа и пуанта: куда течет «Светлый ручей»

Нефтяные вышки, крестьяне-сеятели и лозунг «Выполним пятилетку». Горцы, кубанцы и физкультурный парад. А также лунная ночь, романтический флирт и старый патефон. В репертуар Михайловского театра вернулся балет «Светлый ручей», поставленный там в апреле 1935-го и в феврале 1936-го снятый с афиши по причине неадекватного отражения социалистических реалий. «Известия» оценили историческое значение первой балетной премьеры 191-го сезона.

Бабочка и очки
Хореограф Федор Лопухов и композитор Дмитрий Шостакович задумывали балет о смычке города и села, артистов и колхозников. Как писал Шостакович, анонсируя свою работу, «те и другие строят социалистическую жизнь: первые — в колхозе, вторые — на фронте искусства. Любовные перипетии, возникшие на лоне кубанской природы, еще больше сближают обе бригады — колхозную и актерскую».

Спектакль 2023 года — не только версия той постановки, но и непосредственный отклик на нее: события и атмосфера 1930-х отражены в отдельном анимационном сюжете. Под победные возгласы увертюры на опускном занавесе, украшенном конструктивистской геометрией, вспыхивает экран. Нефтяные вышки, крестьяне-сеятели и лозунг «Выполним пятилетку» соседствуют с картинкой нервно-артистических рук на клавиатуре, портретами импозантного Лопухова в бабочке и элегантного Шостаковича в круглых очках.

В финале те же лица появляются на фоне здания МАЛЕГОТа (нынешний Михайловский) и отменившего спектакль партийного постановления «Балетная фальшь», сминаемого справедливой рукой времени. Между этими эпохальными вехами смысловую нагрузку несут лозунги. На фоне мультяшных полей-снопов-тракторов и авангардистских ромбов-линий-треугольников бегут разнообразные строки — от «Даешь страду!» до «Парного молока кувшин — пролетарского здоровья аршин!» А в лирическом акте, где действие происходит в ночном парке, над раковиной эстрады кружится, поскрипывая, гигантская патефонная пластинка с надписью «Д. Шостакович. «Светлый ручей». Если учесть, что зрителя и в антрактах держат в тонусе лозунгами типа: «Зритель, обсуди в буфете то, что видел в балете!», вывод напрашивается сам собой: анимационный спектакль в спектакле — удачный художественно-маркетинговый ход.

По поводу хореографии <...> хочется сказать словами выдающегося знатока искусства Ивана Соллертинского, откликнувшегося на ленинградскую премьеру 1935 года: «Зритель видит непрерывный трехактный дивертисмент. Каждый танец, взятый в отдельности, хорош, иные просто великолепны, но вся беда в том, что любой из них может быть вынут из балета, иметь самостоятельное хождение на правах эстрадного номера или быть вставлен в какой-нибудь другой балет».

Далее Соллертинский размышляет о портящем спектакль отсутствии сквозной идеи. В эпоху активного наступления хореодрамы это действительно выглядело неудачей, но сегодня глупо упрекать кого-либо в исключительном пристрастии к танцу. Тем более что сквозная идея новой версии — дать потанцевать всем, кто может и хочет. В приоритете у хореографа-постановщика Александра Омара оказываются мужчины-солисты, и это справедливо: Шостакович написал массу замечательной бодро-маскулинной музыки.

Сноп, весло и танцы под луной
Либретто соответствующим образом скорректировано. Пожилого дачника (Иван Зайцев) повысили до танцующего председателя колхоза, который под занавес разражается бравурной вариацией в честь любимой жены. На других дам персонаж не смотрит: должность не позволяет. Вместо него комический дуэт с Танцовщиком, переодетым сильфидой (Виктор Лебедев), исполняет агроном Петр (Никита Четвериков): так он учится дуэтному танцу, чтобы на профессиональном уровне танцевать с имеющей балетное образование супругой Зиной (Валерия Запасникова). Эпизодический в оригинале Тракторист (Эрнест Латыпов) тоже много танцует. У него сольные выходы, адажио со школьницей Галей и тройная вариация, где он меряется высотой прыжка и скоростью вращения с Агрономом и Танцовщиком.

Танцовщица (Анастасия Соболева), в отличие от первого «Ручья», в мужской костюм не облачается. Зато с целью освежения чувств супруга переодевается в сильфиду бывшая дачница, здесь Председательша (Марат Шемиунов). Танцовщик, обучив друга поддержкам-обводкам, мужское обличье возвращать себе не спешит, и под финал лунных танцев сильфиды имеются в четырех видах: две подлинные — Зина и Танцовщица и две мнимые — Танцовщик и Председательша.

<...> Лопухов отобрал из «Болта» и «Золотого века» понравившиеся ему фрагменты, остальное композитор досочинил. Таким образом «Светлый ручей» — квинтэссенция балетного Шостаковича, а стремительный «Танец горцев и кубанцев» и «Лирический вальс» — шедевры на все времена.

Многоопытный балетный дирижер Павел Сорокин, вставший за пульт оркестра, как всегда, был на высоте. Темпы — точные, контрасты — яркие, взаимодействие с танцовщиками — максимально возможное для еще сыроватого спектакля. Не уверена, что в партитуру стоило включать «Романс» из кинофильма «Овод». Для дуэта Гали и Тракториста у балетного Дмитрия Дмитриевича можно найти не одно красивейшее адажио.

А вот другой хит композитора — «Нас утро встречает прохладой» с хором в белых теннисках и торжественным, как на первомайской демонстрации, выносом фотографий главных триумфаторов Шостаковича и Лопухова — как нельзя лучше увенчал финальный апофеоз. Символично, что с портретами бодрым маршем вышла пара классических танцовщиков. Балет был легендой, стал классикой, объединяющей времена и поколения. Лозунг «Все на площадь Искусств, дом 1 созерцать прекрасный труд балерин» можно было и не рисовать. Народ и так придет.

Светлана Наборщикова, «Известия»