Снова сказкой позабавим

30 марта 2022

Снова сказкой позабавим
Рецензии

Снова сказкой позабавим

Петербургский Михайловский театр показал премьеру этого сезона — балет Родиона Щедрина «Конёк-Горбунок» по знаменитой сказке Петра Ершова. Либретто Василия Вайнонена и Павла Маляревского. Хореография Александра Радунского в редакции Михаила Мессерера. Художник-постановщик — Вячеслав Окунев. Режиссёр мультимедиа и художник по свету — Глеб Фильштинский. Музыкальный руководитель — Павел Сорокин. Дирижёр — Александр Соловьёв.

Родион Щедрин написал балет «Конёк-Горбунок» в 1955 году по заказу Большого театра, ещё будучи студентом последнего курса Московской консерватории. Родион Константинович рассказывал, что, когда он принёс партитуру балета балетмейстеру Василию Вайнонену, тот предложил сыграть её на пианино. «Я ударил по клавишам, — продолжает Щедрин. — Мне хотелось извлечь из инструмента мощь и энергию оркестра». — «Не сломайте мне пианино. Сын на нём занимается», — предостерёг Вайнонен. Пианино сдюжило, а «Конёк-Горбунок» обрёл счастливую сценическую судьбу и ставился в Большом, Кировском — Мариинском и других театрах страны, даря зрителям радость сказки, которая «ложь, да в ней намёк».

На премьере в Большом театре (1960) роль Ивана исполнил Владимир Васильев, Царь-девицы — Римма Карельская, впоследствии танцевавшая в очередь с Майей Плисецкой. Партия Конька была отдана балерине Алле Щербининой, а главную характерную роль — Царя блестяще исполнил сам хореограф (оценить его незаурядный комический дар можно в киноверсии балета 1961 года).

Отрадно заметить, что и в наше время — время реж¬оперы и спортбалета, чудеса случаются, когда театр вспоминает, что он — ТЕАТР, и приглашает постановщиков, которым есть что сказать, а главное, которые умеют это делать. Таким художественным чудом стал «Конёк-Горбунок» Михайловского театра в редакции Михаила Мессерера.

Открывается занавес, и мы видим просторную избу, а в ней — белёную печь, театрально расписанную цветами в русском стиле. А на печи — нет, не Емеля, а Иван (Виктор Лебедев), весёлый и задорный. Он ловко спрыгивает с печи и лихо отплясывает удалой русский танец, с лёгкостью выделывая сложнейшие коленца, при этом не забывая озарять зрительный зал искренней улыбкой.

Хореография «Конька-Горбунка», как и музыка балета, живая, разнообразная, очень живописная, изобилующая многообразием выразительных средств. Гордо и элегантно вышагивает своими длиннющими ногами Златогривая кобылица (Наталья Тарасова), и ей очень идёт обтягивающий серебристый костюм с янтарной гривой и таким же хвостом. А обаятельный, серый в яблоках, Конёк-Горбунок (миниатюрная, игривая Мария Шувалова) — напротив, мелко выстукивает своими копытцами-пуантами волшебный код, который, совершенно очевидно, позволяет ему творить волшебство...

Михаил Мессерер, как он пишет в буклете спектакля, задумывая свою версию, верил, что зрители оценят пластическое богатство и танцевальную свежесть хореографии Александра Ивановича Радунского. «А ещё, надеюсь, — говорит Мессерер, — публику привлечёт добродушная усмешка, юмор, элементы гротеска». Мастер как в воду глядел! Михайловский спектакль искрится юмором, и публика живо реагирует — улыбками, аплодисментами и даже всплесками смеха.

Спектакль, созданный в середине прошлого века, а теперь заново срежиссированный Мессерером — и срежиссированный блестяще, со вкусом и тактом, — смотрится молодо и современно, он весь светится разнообразием танцев. Здесь и стилизованные русские народные танцы, и цыганская пляска, и сложнейшая неоклассика. А в сцене Подводного царства — истинная хореографическая жемчужина, изумительное трио Морской царевны (Ирина Перрен) и двух Кораллов (Никита Четвериков, Михаил Баталов), за которым следует энергичный квинтет Морских коньков в исполнении пяти виртуозных танцовщиков-мужчин (Роман Волков, Андрей Лапшанов, Андрей Немич, Владислав Башмаков, Никита Назаров).

Запоминается Отец братьев (Павел Масленников) — седой и присгорбленный, с семенящей старческой походкой. Царь (Марат Шемиунов) покоряет выразительностью пантомимы: он то нелепо спотыкается, то по-детски роняет корону, то принимает комично-торжественные «царские» позы, то мечется вокруг кипящего котла, когда ему и помолодеть хочется, и страшновато вроде. Пластически богат образ царского Конюшего (Александр Омар) — тут и угодничество, и трусость, и подлая мстительность.

Образцовый классический танец показала Анастасия Соболева в партии Царь-девицы, прекрасно исполнив не только свои изощрённо-сложные вариации, но и традиционные тридцать два фуэте (куда ж без них!). Соболевой очень идёт ослепительно изящный белый с золочёным кокошником костюм, идеально соответствующий пластическому образу роли. Замечателен лирический дуэт Царь-девицы и Ивана, одетого в нарядную ярко-красную рубаху и красные же сапоги. Идеально вышколенным смотрится женский кордебалет театра в затейливо расшитых оранжевых пачках Жар-птиц.

И всё это происходит в красочных декорациях. Особенно впечатляет дворец в стиле палехской росписи. Царь выезжает на сцену в расписанной под Палех бричке, в которую запряжена «настоящая» лошадь. «Идея оформить наш спектакль в стиле палехской лаковой миниатюры принадлежит Михаилу Григорьевичу Мессереру, — говорит Вячеслав Окунев. — Мне эта мысль показалась очень плодотворной, ведь что может быть более сказочным, волшебным, чем этот стиль: он обращается к очень своеобразным и узнаваемым национальным символам, орнаментам и декоративным приёмам, берущим начало в иконописи».

Органичным оказалось сочетание декораций и костюмов Вячеслава Окунева и изобретательных мультимедиа решений Глеба Фильштинского: незабываем, например, полёт Конька-Горбунка и Ивана в звёздном небе! Причём небо — объёмное, в нем сияют звёзды, блещет месяц, в какие-то моменты оно визуально приближается к зрителям, как бы окутывая их и словно перемещая из мягких кресел прямо к звёздам...

Так же зримо и роскошно представлено Подводное царство. Среди причудливых раковин снуют стайки юрких балерин-рыбок, колышутся стройные водоросли, топчется воинственный рак, и в элегантных шене вращаются медузы. Ёрш (учащийся балетной академии Ваня Кулигин) погружается в морской ил и достаёт ларец с драгоценным перстнем. Здесь всё живёт своей жизнью, а мы, зрители, зачарованно наблюдаем за ней, чувствуя, что в буквальном смысле окунулись в сказку.

Впрочем, весь спектакль Радунского — Мессерера сродни волшебному ларцу, из которого одна за другой возникают затейливые сказочные сцены дивной красоты. Это и есть то самое театральное чудо, которое либо случается, либо нет. На «Коньке-Горбунке» Михайловского театра приобщиться к чуду удалось присутствовавшим в зале.

Лаврова Людмила, «Литературная газета»