Регистрация Ваша корзина

СМИ о нас

Следуя воле гения

06.10.2021

Следуя воле гения

Спектакль Михайловского театра «Опричник» — одна из главных оперных премьер этого года. 29 сентября он был впервые показан на московской сцене. Театр им. Станиславского и Немировича-Данченко собрал в тот день множество ценителей высокого искусства.

Сразу скажу, что постановка этой оперы Чайковского — желание соблазнительное, но весьма непростое в исполнении.

Композитор сам не раз переделывал её и явно оставил некоторые намёки на то, что возможна ещё и иная, не вполне прописанная в партитуре трактовка, сохранившаяся только в его пометках, и правка. Режиссёр спектакля Сергей Новиков и дирижёр Александр Соловьёв, работая над современной версией «Опричника», обязаны были проникнуть в не вполне завершённый замысел Петра Ильича и, как отмечено уже многими критиками, сделали это с высочайшей достоверностью. «Она до сих пор сохранилась в Мариинке, а в музее в Клину мне удалось посмотреть её фотокопию: композитор нещадно, прямо по 5—10—15 страниц подряд зачёркивал, убирал повторы и длинноты», — говорил Сергей Новиков в интервью «Фонтанке.ру» о рукописи оперы. Признаться, удивляет, почему «Опричник» до этого не ставили так, как это произошло сейчас. Видимо, всему своё время.

Создатели спектакля не только подарили зрителям великолепное зрелище, но и вернули нам ощущение подлинности русской оперы, создали из весьма консервативного материала увлекательное полотно, где ждёшь развязки с не меньшим вниманием, чем в остросюжетной прозе или кино.

С первых минут видно, что в этом спектакле великолепный ансамбль на сцене, выстроенный гармонично, но в то же время нервно, с постоянным подтекстом, с обилием планов и максимальным уходом от условностей к живой драматургии. Помимо работы Новикова и Соловьёва следует отметить сценографию Александра Купаляна. В оперных постановках часто ставится цель показать звёзд, здесь звёзды все, никого невозможно выделить особо. Помню, как однажды Евгений Светланов говорил, что, если в спектакле выделяют декорации или какого-то исполнителя, — это тревожный сигнал всему спектаклю. В «Опричнике» всё подчинено одному — довести до предельной концентрации авторский замысел гения Чайковского, автора музыки и либретто оперы, в основе которого произведение Ивана Лажечникова.

Спектакль с первой сцены мудро ведёт читателя от вершины к вершине, от находки к находке, от кульминации к кульминации.

В первых сценах меня поразил ход с видеопроекцией. Это не просто фокус, это не навязчивое, но очень эффективное придание достоверности происходящему. Спектакль сразу переходит из ограниченного пространства сцены в московские архитектурные ландшафты той эпохи, в фактуру режиссуры мгновенно врывается воздух, свежесть. Я смотрел на это заворожённо, и, когда по небу пролетели птицы, эффект перенесения в живой антураж русского Средневековья достиг максимума. Партия Басманова отдана контртенору (заметная работа Вадима Волкова). И здесь приём сработал на все сто. Образ получается зловещим и весьма неоднозначным: гуляка, друг царя, опричник, а голос почти женский. Мне кажется, тут тонко проведена идея, что во всяких безнаказанности и буйстве таится нечто извращённое, слабое и неестественное. Венчает первое действие сцена клятвы Андрея Морозова, который идёт на компромисс со злом ради мести князю Жемчужному, своему врагу и врагу их семьи. На сцене много народа, и ни один человек не случаен, все двигаются так, как двигались бы в реальной жизни. Оркестр и хор великолепно вплетены в метафорический театральный язык, где многие движения артистов не показывают действие, а символизируют тот или иной образ в сложнейшей гамме чувств героя. Видно, что режиссёр знает лексику тех времён, все слова оперы идеально поддержаны жестами и позами героев. Блестящее сценическое противостояние героев подчёркивает огромные вокальные возможности Сергея Кузьмина (Андрей Морозов) и Алексея Тихомирова (предводитель опричников князь Вязьминский). История падения Морозова в этой сцене почти фаустовская, но образ будущего опричника всё ещё привлекателен в своих метаниях, особенно в первой половине венчающего первое действие эпизода. Однако в нём всё ширится червоточина, начало пути к нравственному краху, зашифрованное Чайковским в жёстком ритме этой сцены, в очевидном чередовании простых гармоний, в преобладании отчётливо минорных сочетаний аккордов, изумительно оркестрованных. Когда в самый кульминационный момент на некотором подобии пыточной доски появляется подросток — мороз идёт по коже. Я понял, что это намёк на то, что в Андрее убивается самое лучшее, чистое. Новый Андрей Морозов, будущий опричник, убивает в себе прежнего — честного горячего юношу.

Второе действие — своеобразное зеркало первого. В него смотрится Андрей Морозов, но видит себя другим, в него смотрятся зрители и задумываются не только о сюжете оперы (авторам спектакля удалось выявить закрученную интригу этой оперы, где Морозов попадает в ловушку Вязьминского, давнего врага рода Морозовых), но и о её морально-нравственной составляющей. Здесь важна пиррова победа Андрея над врагом их рода, Жемчужным, не только обидевшим отца Андрея Морозова, но и противящимся его свадьбе со своей дочерью (обе женские партии, Боярыни Морозовой и дочки Жемчужного Натальи, — совершенно фантастически звучат в исполнении Екатерины Егоровой и Валентины Феденёвой). Её значение выявлено тонко, не в лоб, но со всей моральной определённостью. Предательство, союз со злом — безвозвратны.

Заключительная сцена свадьбы поставлена так многомерно, с таким разнообразием контрапунктов, что за праздником остро чувствуется грядущая драма и казнь Андрея. Этот эффект создаётся за счёт светового подчёркивания того или иного места на сцене, это логично подводит к сцене казни, решённой не как драматическая гибель человека, а как его падение. Андрей реально падает на сцене с высокого места на землю. Как в преисподнюю. Декорации в этой связи выстроены весьма остроумно. И даже артист миманса в роли Ивана Грозного всем своим коротким перемещением по сцене создаёт тот антураж, что необходим для правильного позиционирования финала.

Наблюдать за Александром Соловьёвым за дирижёрским пультом одно удовольствие. Мне, как выпускнику дирижёрского хорового факультета, было радостно отмечать, что в его технике нет ни грамма работы на публику, только строгая горизонтальная идея. Именно это горизонтальное и вытащили Новиков и Соловьёв из «Опричника». Уверен, это то, чего хотел Чайковский, редактируя эту партитуру до самой своей кончины. Движение, постоянное движение всех пластов.

Спектакль очень красивый. Декорации, костюмы, проекции выполнены с отменным вкусом. Ярко, разнообразно, ничего утяжеляющего, ничего лишнего.

Сергей Новиков отмечал в одном из интервью, что основная задача искусства — нравственная. Что ж, в этом спектакле удалось эти задачи решить без излишней дидактичности и назидательности. Уверен, эта постановка будет долго любима слушателями всех возрастов и откроет дорогу к «Опричнику» тем, кто доселе эту оперу недостаточно ценил.

Максим Замшев, «Литературная газета»
ПОЛЬЗОВАТЕЛЬСКОЕ СОГЛАШЕНИЕ



1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Настоящее Пользовательское соглашение (далее – Соглашение) определяет порядок доступа к сайту Санкт-Петербургского государственного бюджетного учреждения культуры «Санкт-Петербургский государственный академический театр оперы и балета им. М.П.Мусоргского-Михайловский театр» (далее – Михайловский театр), расположенному на доменном имени www.mikhailovsky.ru.

1.2. Настоящее Соглашение регулирует отношения между Михайловским театром и Пользователем данного Сайта.



2. ОПРЕДЕЛЕНИЯ ТЕРМИНОВ

2.1. Перечисленные ниже термины имеют для целей настоящего Соглашения следующее значение:

2.1.2. Пользователь сайта Михайловского театра (далее -Пользователь) – лицо, имеющее доступ к сайту, посредством сети Интернет и использующее Сайт.

2.1.3. Сайт – сайт Михайловского театра, расположенный на доменном имени www.mikhailovsky.ru.

2.1.4. Содержание сайта Михайловского театра - охраняемые результаты интеллектуальной деятельности, включая фрагменты аудиовизуальных произведений, их названия, предисловия, аннотации, статьи, иллюстрации, обложки, с текстом или без текста, графические, текстовые, фотографические, производные, составные и иные произведения, пользовательские интерфейсы, визуальные интерфейсы, логотипы, а также дизайн, структура, выбор, координация, внешний вид, общий стиль и расположение данного Содержания, входящего в состав Сайта и другие объекты интеллектуальной собственности все вместе и/или по отдельности, содержащиеся на сайте Михайловский театра, личный кабинет с последующей возможностью покупки билетов в Михайловском театре.



3. ПРЕДМЕТ СОГЛАШЕНИЯ

3.1. Предметом настоящего Соглашения является предоставление Пользователю Сайта доступа к содержащимся на Сайте сервисам.

3.1.1. Сайт Михайловского театра предоставляет Пользователю следующие виды сервисов:

- доступ к информации о Михайловском театре и к информации о приобретении билетов на платной основе;

- приобретение электронных билетов;

- предоставление скидок, акций, льгот, специальные предложения

- получение информации о новостях, событиях Театра, в том числе путем распространения информационно - новостных сообщений (электронной почте, телефону, по SMS);

- доступ к электронному контенту, с правом просмотра контента;

- доступ к средствам поиска и навигации;

- предоставление возможности размещения сообщений, комментариев;

- иные виды сервисов, реализуемые на страницах Сайта Михайловского театра.

3.2. Под действие настоящего Соглашения подпадают все существующие (реально функционирующие) на данный момент сервисы сайта Михайловского театра, а также любые их последующие модификации и появляющиеся в дальнейшем дополнительные сервисы.

3.3. Доступ к сайту Михайловского театра предоставляется на безвозмездной основе.

3.4. Настоящее Соглашение является публичной офертой. Получая доступ к Сайту Пользователь считается присоединившимся к настоящему Соглашению.

3.5. Использование материалов и сервисов Сайта регулируется нормами действующего законодательства Российской Федерации



4. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ СТОРОН

4.1. Михайловский театр вправе:

4.1.1. Изменять правила пользования Сайтом, а также изменять содержание данного Сайта. Изменения правил пользования вступают в силу с момента публикации новой редакции Соглашения на Сайте.

4.2. Пользователь вправе:

4.2.1. Регистрация Пользователя на сайте Михайловского театра осуществляется с целью идентификации Пользователя для предоставления сервисов Сайта, распространения информационно - новостных сообщений (по электронной почте, телефону, по SMS, иным средствам связи), получения обратной связи, учета предоставления льгот, скидок, специальных предложений и акций.

4.2.2. Пользоваться всеми имеющимися на Сайте сервисами.

4.2.3. Задавать любые вопросы, относящиеся к информации размещенной на сайте Михайловского театра.

4.2.4. Пользоваться Сайтом исключительно в целях и порядке, предусмотренных Соглашением и не запрещенных законодательством Российской Федерации.

4.3. Пользователь Сайта обязуется:

4.3.1. Не предпринимать действий, которые могут рассматриваться как нарушающие нормальную работу Сайта.

4.3.2. Избегать любых действий, в результате которых может быть нарушена конфиденциальность охраняемой законодательством Российской Федерации информации.

4.4. Пользователю запрещается:

4.4.1. Использовать любые устройства, программы, процедуры, алгоритмы и методы, автоматические устройства или эквивалентные ручные процессы для доступа, приобретения, копирования или отслеживания содержания Сайта

4.4.2. Любым способом обходить навигационную структуру Сайта для получения или попытки получения любой информации, документов или материалов любыми средствами, которые специально не представлены сервисами данного Сайта;

4.4.3. Нарушать систему безопасности или аутентификации на Сайте или в любой сети, относящейся к Сайту. Выполнять обратный поиск, отслеживать или пытаться отслеживать любую информацию о любом другом Пользователе Сайта.



5. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ САЙТА

5.1. Сайт и Содержание, входящее в состав Сайта, принадлежит и управляется Михайловским театром.

5.2. Содержание Сайта не может быть опубликовано, воспроизведено, передано или распространено любым способом, а также размещено в глобальной сети «Интернет» без письменного согласия Михайловского театра.


5.3. Пользователь несет персональную ответственность за сохранение конфиденциальности информации учётной записи, включая пароль, а также за всю без исключения деятельность, которая ведётся от имени Пользователя учётной записи.

5.4. Пользователь должен незамедлительно уведомить Михайловский театр о несанкционированном использовании его учётной записи или пароля или любом другом нарушении системы безопасности.



6. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

6.1. Любые убытки, которые Пользователь может понести в случае умышленного или неосторожного нарушения любого положения настоящего Соглашения, а также вследствие несанкционированного доступа к коммуникациям другого Пользователя, Михайловским театром не возмещаются.

6.2. Администрация сайта Михайловского театра не несет ответственности за:

6.2.1. Задержки или сбои в процессе совершения операции, возникшие вследствие непреодолимой силы, а также любого случая неполадок в телекоммуникационных, компьютерных, электрических и иных смежных системах.

6.2.2. Действия систем переводов, банков, платежных систем и за задержки связанные с их работой.

6.2.3. Ненадлежащее функционирование Сайта, в случае, если Пользователь не имеет необходимых технических средств для его использования, а также не несет никаких обязательств по обеспечению пользователей такими средствами.



7. НАРУШЕНИЕ УСЛОВИЙ ПОЛЬЗОВАТЕЛЬСКОГО СОГЛАШЕНИЯ

7.1. Михайловский театр вправе без предварительного уведомления Пользователя прекратить и (или) заблокировать доступ к Сайту, если Пользователь нарушил настоящее Соглашение или содержащиеся в иных документах условия пользования Сайтом, а также в случае прекращения действия Сайта либо по причине технической неполадки или проблемы.

7.2. Михайловский театр не несет ответственности перед Пользователем или третьими лицами за прекращение доступа к Сайту в случае нарушения Пользователем любого положения настоящего 7.3. Соглашения или иного документа, содержащего условия пользования Сайтом.



Михайловский театр имеет право раскрыть любую информацию о Пользователе, которая необходима для исполнения положений действующего законодательства или судебных решений.



8. РАЗРЕШЕНИЕ СПОРОВ

8.1. В случае возникновения любых разногласий или споров между Сторонами настоящего Соглашения обязательным условием до обращения в суд является предъявление претензии (письменного предложения о добровольном урегулировании спора).

8.2. Получатель претензии в течение 30 календарных дней со дня ее получения, письменно уведомляет заявителя претензии о результатах рассмотрения претензии.

8.3. При невозможности разрешить спор в добровольном порядке любая из Сторон вправе обратиться в суд за защитой своих прав, которые предоставлены им действующим законодательством Российской Федерации.



9. ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ УСЛОВИЯ

9.1. Присоединяясь к настоящему Соглашению и оставляя свои персональные данные на Сайте Михайловского театра путем заполнения полей регистрации Пользователь:

9.1.1. Дает согласие Михайловскому театру в отношении обработки следующих персональных данных: фамилия, имя, отчество; дата рождения; номер телефона; адрес электронной почты (E-mail);

9.1.2. Подтверждает, что указанные им персональные данные принадлежат лично ему;

9.1.3. Предоставляет Михайловскому театру право осуществлять бессрочно следующие действия (операции) с персональными данными:

- сбор и накопление;

- хранение в течение неограниченного периода времени (бессрочно) с момента предоставления данных до момента отзыва Пользователем путем подачи заявления в Михайловский театр;

- уточнение (обновление, изменение);

- уничтожение;

- передача персональных данных (Фамилия, имя, отчество, телефон) третьему лицу: порталу https://pro.culture.ru/ (в случае покупки билетов по «Пушкинской карте»).

9.2. Обработка персональных данных Пользователя осуществляется в соответствии п. 5 ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 27.07.2006г. № 152-ФЗ «О персональных данных» исключительно в целях исполнения обязательств, принятых на себя Михайловским театром в рамках настоящего соглашения перед Пользователем, в том числе указанных в п. 3.1.1. настоящего Соглашения.

9.3. Пользователь признает и подтверждает, что все положения настоящего Соглашения и условия обработки его персональных данных ему понятны и выражает согласие с условиями обработки персональных данных без каких-либо оговорок и ограничений. Согласие Пользователя на обработку персональных данных является конкретным, информированным и сознательным.