С замиранием сердца: фурор среди американских балетоманов

19 ноября 2014

С замиранием сердца: фурор среди американских балетоманов
Рецензии

С замиранием сердца: фурор среди американских балетоманов



Легендарный балет стал первым спектаклем в ходе масштабных гастролей Михайловского театра в США. Корреспондент НТВ узнал нью-йоркские адреса самой известной Жизели ХХ века Ольги Спесивцевой.

Настоящий русский балетный бум, интригующая смесь, элегантная постановка — все это выдержки из первых рецензий американской прессы, появившиеся после начала гастролей Михайловского театра из Петербурга в США. Коллектив сейчас выступает в Нью-Йорке, впереди их ждет Лос-Анджелес.

Корреспондент НТВ Павел Рыжков увидел один из самых эффектных спектаклей классического репертуара труппы «Жизель» в Линкольн-центре и сравнил современное исполнение главной партии с выступлениями в этой роли легендарной Ольги Спесивцевой.

Выступления артистов балета Михайловского театра на Манхэттене — событие особенное. Эти первые гастроли в США проходят в Линкольн-центре, в здании театра Дэвида Коха, которое служит домашней сценой для New York City Ballet — труппы, основанной петербуржцем Джорджем Баланчиным.

Линкольн-центр — крупнейшая в мире культурная агломерация из 12 зданий с 29 сценическими площадками. Завсегдатаи балетного Бродвея и обитатели Брайтон-Бич не могли не оказаться в дни гастролей петербуржцев в этом театре.

Такой ажиотаж передался и критикам. В Соединенных Штатах не принято давать интервью до выхода рецензии. Но эмигрантка из Ленинграда волны 70-х Нина Аловерт, независимый балетный эксперт — уже просмотрела четыре спектакля с разными составами и отметила лучших графов Альберов и, конечно, Жизелей.

Нина Аловерт, балетный критик (Нью-Йорк): «Осипова, я отнюдь не была ее поклонницей, но то, что я увидела, меня очень обрадовало. Она начала понимать и стала настоящей балериной. А сегодня утром мы увидели молодежный состав. Прелестная Соболева. И так, как Лебедев станцевал во 2-м акте диагональ, я со времен Малахова не видела».

Удивительно, что историю русской Жизели Ольги Спесивцевой, которая танцевала и жила в Нью-Йорке здесь помнят. Американская Жизель, прима театра IBT уверена, что личности, способные выразить такие эмоции, продолжают историю легендарного балета.

Палома Херрера, прима American Ballet Theatre (Нью-Йорк): «Я не знаю деталей этой истории, но, естественно, слышала о судьбе Ольги Спесивцевой. Я думаю, это то, почему люди остаются в балете. Он позволяет выразить эти чувства, эту драму. И поэтому зрители любят Жизель как спектакль».

Кадры хроники убеждают: воздушность легкость и своеобразное обаяние Спесивцевой сделали ее наследницей романтического направления в русском балете. Рассказывают: для того, чтобы создать сцену сумасшествия и буквально повторить характерные признаки заболевания, танцовщица в Петербурге посещала психиатрическую клинику. Анжелина Воронцова, чтобы покорить американскую публику, невероятно много репетировала с одной из лучших Жизелей Мариинского театра Жанной Аюповой.

Анжелина Воронцова, исполнительница партии Жизели, прима-балерина Михайловского театра: «Я думаю, что каждая балерина, репетируя и танцуя этот балет, немного меняется внутренне, сходит немного с ума. Этот образ настолько сильный и балет настолько великий, что он не повлиять не может».

Творческому настрою танцовщицы помог и Центральный парк Нью-Йорка с его знаменитыми белками и один из адресов Ольги Спесивцевой на Манхэттене, в городе, который, действительно, сводит с ума.

Стены роскошного отеля «Рузвельт» на пересечении 45-й улицы и 4-й авеню помнят Ольгу Спесивцеву. Именно здесь великая русская балерина жила со своим покровителем, неким мистером Брауном в 1941 году. Именно сюда к ней в номер были вызваны врачи. И на этом профессиональная карьера лучшей Жизели ХХ века была завершена.

Имя балерины, повторившей судьбу Жизели, до сих пор на слуху. Каждая исполнительница этой партии, делая пресловутый баллон Спесивцевцой, словно в память о ней старается повторить знаменитое зависание, прославившее великую русскую балерину. Восторженные возгласы публики снова и снова раздаются в честь пронзительно-лиричных героинь.

А публика, словно сходя с ума от самой мании Жизели, ловит на служебном выходе уже давно полюбившихся кумиров и тех, кого открыли во время гастролей Михайловского театра. Мистическую историю, по которой сходил с ума весь балетный мир, русские танцовщики с блеском поддержали в очередной раз.

Павел Рыжков, НТВ