Постановка превосходного качества

24 ноября 2014

Постановка превосходного качества
Рецензии

Постановка превосходного качества

Этот спектакль Черняков сделал в 2012-м в брюссельской опере «Ла Монне», и надо отдать должное настойчивости директора Михайловского театра Владимира Кехмана, сумевшего преодолеть скепсис одного из ведущих мировых оперных режиссеров в отношении работы в России, — теперь и петербургская публика получила постановку превосходного качества.

Притом Черняков не открывает ничего нового ни в идеологии, ни в методологии режиссуры. Он просто следует элементарным законам грамотности, логики и здравого смысла. На которых, казалось бы, должна базироваться эта профессия, но таково уж наше время извращения всех основ в искусстве, что возврат к этим основам производит впечатление оглушительное.

Итак, поверх навороченного, запутанного и нелепого сюжета оперы Верди с младенцами, которых палят в кострах, братоубийством и прекрасной девицей, травящейся ядом, дабы не достаться злодею, режиссер сочиняет свой сюжет. Так, собственно, сейчас поступает любой режиссер, кроме отъявленных традиционалистов, разводящих оперы «как написано». Но любой режиссер, придумав ту или иную фишку, попросту игнорирует все, что в нее не укладывается, и в результате спектакль ползет по швам. Не то Черняков! Он железно, неукоснительно последователен. Его сюжет: в некий особняк — дивной красоты и стройности интерьер: винно-красные стены, темные панели, зеркала в тяжелых рамах, неоклассицистские люстра и бра; сценография, как всегда, самого Чернякова — собираются пятеро героев (остальные персонажи вытравлены, хор сослан в оркестровую яму), чтобы по инициативе Азучены предаться психоаналитическому препарированию темных тайн их совместного прошлого. И этот сюжет выстроен детально в каждую секунду действия, движется безупречно ритмично — от светски-холодноватых диалогов к неистовству вырывающихся из подсознания демонов, к душераздирающим откровениям, к натуральным смертям. А когда предельно внятно и чувственно ощутимо, что происходит между людьми на сцене, слова, которые они при этом произносят, могут быть какими угодно.

Скотт Хендрикс — граф ди Луна, Джованни Фурланетто — Феррандо пели премьеру в Брюсселе, сейчас к ним прибавились Ильдико Комлоши — Азучена, отличный тенор Арнольд Рутковски в партии Манрико и солистка Михайловского театра Татьяна Рягузова — Леонора. Все они работают в лучших традициях русской психологической актерской школы, и им вместе с дирижером Михаилом Татарниковым хочется адресовать слова Пастернака, обращенные к Мейерхольду: «Если даже вы в это выгрались, ваша правда, так надо играть».

Дмитрий Циликин, Vedomosti.ru