Опять «Онегин» на пути моем

19 июля 2014

Опять «Онегин» на пути моем
Рецензии

Опять «Онегин» на пути моем

Не успел Михайловский театр насладиться триумфом получения национальной премии «Золотая маска» за спектакль «Евгений Онегин» в постановке Андрия Жолдака и Михаила Татарникова, как — бац! — опять «Онегин». Новую версию представил назначенный в конце прошлого сезона главным режиссером Василий Бархатов, взяв в соавторы дирижера Василия Петренко и художника Зиновия Марголина.

Действие бархатовского «Онегина», как и предписано авторами, происходит «в глуши хотя прелестной, но далекой». Зиновий Марголин по обыкновению выдал красивую затейливую картинку, в которой полноводная река (видеопроекция) образует извилистую перспективу, упирающуюся в горизонт. А сбоку ютится деревянная терраса скромного дома Лариных. В этой сценографии разворачиваются первые два действия оперы (антракты после 3-й и 5-й картин). Меняются лишь сезоны: на смену летним дням с эротичными девицами-красавицами в языческих рубахах приходят зимние вечера со скованной льдом рекой, катанием на санях и классическим падением снежинок на меховой воротник Ленского в сцене дуэли. Время действия — некое прошлое: художник мудро избегает конкретной атрибутики времени, но все условные признаки эпохи (пожалуй, начала прошлого века) вполне соотносятся с поворотами сюжета. История, рассказанная Бархатовым, настолько же проста и безыскусна, насколько сложна и глубока была история Жолдака. Хотя и его герои наделены некоторыми сюрпризами. Так, Ольга (Ирина Шишкова) — резкая, недобрая девчонка, столь агрессивно (и, очевидно, не впервые) вдалбливающая близким, что она «не способна к грусти томной», что ее воспринимают как истеричку. Онегин (Владислав Сулимский) — не слишком юный зануда, в последнем акте превращающийся в стареющего неудачливого неврастеника. Ленский (Дмитрий Корчак) — скорее ближе иронии Пушкина, чем лирике Чайковского: его пылкие речи — бесконечно сочиняемые им не слишком гениальные поэмы.

Самый интересный персонаж в этой истории, конечно, Татьяна в прекрасном исполнении Асмик Григорян. Импульсивная, искренняя, слегка угловатая в первых сценах, она становится невероятно элегантной и сдержанной в финале. И это превращение сыграно актрисой очень органично. Удивил Гремин (Айн Ангер), который стал активным двигателем сюжета в третьем акте. Две финальные картины — наибольшая удача спектакля. Именно благодаря им предыдущее действие обретает нужный смысл. Вместо живописной провинции — вестибюль столичного железнодорожного вокзала, где сервирован VIP-фуршет по случаю отъезда великосветской пары Греминых. Именно там их встречает транзитный пассажир Онегин. И там же, среди чемоданов и вокзальной суеты, поставленной с подробностями в традиции хорошего мюзикла, происходит объяснение Татьяны и Онегина. С ведома Гремина, великодушно предоставившего жене право выбора, она должна решить — с кем ей быть. И пока высокий, элегантный красавец Айн Ангер нервно курит на перроне сигару, Татьяна дает отбой суетливому очкастому Онегину, у которого, конечно же, нет шансов. Сделано все это классно — в духе Мэттью Боурна, который исхитряется переписать либретто известных балетов, нисколько не вредя музыке. Правда, нельзя сказать, что для сюжета оперы это прошло совсем уж безболезненно: в такой коннотации полная тоски реплика «счастье было так возможно, так близко» душу не терзает. Наоборот — радуешься за Таню, что она не связала свою жизнь с этим... Ну, короче, с Онегиным.

Слабым звеном оказалась сцена дуэли, которая всегда является камнем преткновения для режиссеров, стремящихся обойти классический штамп. Вышло неуклюже: какая-то драка на кулачках с нелепым падением Ленского с горы. И зачем? Ведь эффекта вот этой самой трагической нелепости (к которой вполне мотивированно стремился режиссер) можно было бы достичь, вспомнив чеховские или купринские абсурдные поединки — благо выбранная эпоха позволяла это сделать. Но поскольку дуэль осталась во втором акте, о ней после третьего как-то и не думаешь.
Разумеется, столь реалистичный, почти бытовой «Онегин», который заменит жолдаковский в репертуаре Михайловского театра, вряд ли вызовет раздражение или шок. Ведь простота — не большая беда в опере, где как бы ни выпендривались «режики», музыка все равно рулит. Вот и здесь уверенно рулил маэстро Василий Петренко — убедительно предлагая свои темпы, агогику, динамику и высочайший эмоциональный градус музыки, без которой Чайковского не бывает.

Екатерина Кретова, «Московский комсомолец»