Нестареющая Золушка

20 сентября 2017

Нестареющая Золушка
Рецензии

Нестареющая Золушка

История балетных интерпретаций сюжета «Золушки» по известной сказке Шарля Перро богата событиями, именами хореографов, композиторов, исполнителей ведущих партий. Еще в конце ХIХ века к сюжету обратился Мариус Петипа, создав свой балет «Сандрильона». В ХХ столетии музыку к трехактному хореографическому полотну написал Сергей Прокофьев, и нынче «ставить балет «Золушка» означает «ставить балет Прокофьева».

Композитор начал работу над партитурой в 1941 году, он верил, что в суровое военное время зрителю нужны и светлые, оптимистические спектакли. По убеждению Прокофьева, в «Золушке» заключена целая школа жизни: утверждение добра, благородства, великодушия и трудолюбия. Хореографом спектакля стал плодовитый и прославленный балетмейстер Ростислав Захаров, чей «Бахчисарайский фонтан», созданный в 1934 году, до сих пор сохранился в репертуаре Мариинского театра.

Премьера «Золушки» Прокофьева — Захарова состоялась в Большом театре в 1945 году, она прозвучала как праздничный фейерверк в честь победы. Балет экранизировали в 1960 году под названием «Хрустальный башмачок». Этот фильм и стал подспорьем для главного балетмейстера Михайловского театра Михаила Мессерера, возродившего в наши дни балет Ростислава Захарова в своей редакции.

Необходимость редактировать спектакль была вызвана рядом причин: сцена Михайловского театра во многом уступает по размерам сцене Большого, отсюда возникла необходимость пересмотреть объемы массовых сцен; изменилась техника танца, она стала более виртуозной, дала возможность исполнителям укрупнить хореографический рисунок Захарова; технология смены декораций позволила придать динамики всему спектаклю, сделать его более компактным, не нарушая при этом замысел хореографа.

Михаил Мессерер бережно отнесся к первоисточнику, он словно снял патину со слегка потускневшего хореографического полотна. С таким же пиететом отнесся к оригинальной сценографии и костюмам Петра Вильямса художник воссоздания всего декора спектакля Вячеслав Окунев. Режиссер мультимедиа и автор светового дизайна Глеб Фильштинский сочинил поистине симфонию цвета и света, освободив сцену от тяжеловесных декораций и занавесов, перенося зрителей в мгновение ока из дома Мачехи Золушки в блистательные залы дворца Принца, который за несколько минут опоясывает земной шар в поисках девушки, обронившей на балу хрустальную туфельку.

Михаил Мессерер воспитал плеяду замечательных классических танцовщиков. В вечер премьеры главные партии Золушки и Принца исполнили Анастасия Соболева и Виктор Лебедев.

Природа не обделила Соболеву ни статью, ни темпераментом, ни обаянием, что особенно важно для танцовщицы, занимающей одно из ведущих положений в труппе. У нее элегантная удлиненность линий, большой шаг, полетный прыжок, стремительные туры и умение властно притягивать к себе зрительское внимание. Ее Золушка трогательная в своей простоте и доверчивости, она умеет прощать и делать добро. Принц Виктора Лебедева далек от рафинированных наследников престола в, скажем, «Спящей красавице» или «Лебедином озере». Он полон энергии, желания вырваться на простор из душной атмосферы придворной среды, неукротим в стремлении отыскать девушку, поразившую его скромностью и душевной теплотой. Виктор Лебедев танцовщик самобытный, большого виртуозного мастерства, у него динамичные вращения, тонкая фразировка движений и отчаянный азарт молодости. Каждый дуэт этих Золушки и Принца напоминает сонет, законченный по структуре и лирической наполненности.

«Золушка» — спектакль, густо населенный персонажами. Это прежде всего сестры Золушки Кривляка и Злюка в ярком исполнении Екатерины Одаренко и Екатерины Беловодской. Танцовщицы счастливо избежали чрезмерно гротескных черт, которыми исполнительницы этих партий нередко наделяют избалованных сестер Золушки. Это вполне современные девицы, которым лень вышивать гладью и не хочется сидеть дома. Мачеха Золушки (Ксения Русина) царит в семье. Властная, грубая, с дурными манерами, она и на балу у Принца ведет себя как рыночная торговка, пытающаяся «набить цену» своим дочерям.

В обширной и разноликой сюите характерных танцев запоминаются «испанцы» (Кристина Махвиладзе и Александр Омар), восточная пластика Светланы Бедненко. Отлично справился со сложнейшей партитурой Прокофьева оркестр театра по управлением Павла Сорокина.

Спектакль Михайловского театра посвящен 125-летию со дня рождения Сергея Прокофьева и 110-летию со дня рождения Ростислава Захарова. Новая «Золушка» стала достойным знаком памяти двум выдающимся деятелям русской культуры.


Игорь Ступников, «Санкт-Петербургские ведомости»