Регистрация Ваша корзина

СМИ о нас

«Золушка». Безупречная композиция

11.10.2017

«Золушка». Безупречная композиция

Признанный в мировом балетном сообществе критик Грэм Уоттс из Лондона, глава секции танца «Британского круга критиков», побывал на сентябрьской премьере «Золушки» и поставил балету 5 звезд.

Хотя «Золушка» Сергея Прокофьева (наряду с его же «Ромео и Джульеттой»), безусловно, принадлежит к числу самых мелодичных и сложных в музыкальном отношении балетов XX века, я должен сознаться, что сам балет никогда не входил в число моих любимых. Я видел немало постановок, отличавшихся весьма изобретательной хореографией: «Золушку» Аштона (как же без него), Ратманского, Уилдона, Хэмпсона, Бинтли, Кордера, Борна (постановка будет возобновлена зимой), Никсона и многих других балетмейстеров. Я даже видел «Золушку» в постановке Питера Маллека и в исполнении Венского фестивального балета в открытом театре на пирсе Кромер Пир, среди бушующего Северного моря!

И хотя каждая постановка открывала какие-то новые, необычные стороны в этой вечной сказке, всем им чего-то недоставало. То не выдержан баланс комической пантомимы и злого образа мачехи (и даже сестер), то хореография не вполне соответствует красочности и выразительности музыки Прокофьева. А главное, в большинстве случаев балет не пользовался успехом у детей. Сколько раз мне приходилось видеть на спектаклях обескураженных родителей и расстроенных детей, которые рассчитывали на волшебную сказку в духе Диснея, но не увидели ничего подобного!

Поэтому в Россию я отправился в надежде найти здесь балетмейстеров, чья хореография в полной мере соответствует гениальности прокофьевской музыки. И нашел — даже двоих. Первый — и притом первый из всех! — это Ростислав Захаров, автор премьерной постановки балета, в которой главную партию танцевала легендарная Галина Уланова. Прокофьев начал работу над «Золушкой» в 1940 году и продолжал ее в течение всех военных лет, параллельно с оперой по роману Льва Толстого «Война и мир». Премьера трехактного балета состоялась в Большом театре в Москве 21 ноября 1945 г.

Именно тогда, в 1945-м, на театральную сцену были перенесены все пятьдесят номеров, входивших в партитуру Прокофьева. Вместе они составили безупречную цельную композицию. Последующие постановки, начиная со спектакля, созданного Аштоном для Марго Фонтейн и труппы «Сэдлерс Уэллс» в 1948-м, отличала общая ошибка: в них отсутствовал рассказ о том, как Принц ищет обладательницу ножки, с которой соскользнула туфелька. Порой кажется, что он просто вышел из дворца через черный ход и тут же очутился у Золушки в гостиной. Между тем Прокофьев отводит целых пять номеров (десятую часть всего балета) на кругосветное путешествие Принца, когда тот отправляется на Восток и возвращается назад в поисках загадочной незнакомки. Захаров создал красочные хореографические картины далеких стран, воплотив на сцене эту музыку. Так возникла удивительная часть балета, которую часто опускают и игнорируют.

Спектакль в постановке Захарова шел на сцене более 20 лет и был окончательно снят с репертуара в начале 70-х. Мой второй герой — Михаил Мессерер, главный балетмейстер великолепного Михайловского театра — его элегантно-желтый фасад украшает площадь Искусств в Санкт-Петербурге.

Мессерер славится тем, что успешно восстанавливает балетные постановки советских времен. Ему уже удалось волшебным образом оживить балет Вахтанга Чабукиани «Лауренсия» (впервые показанный на сцене в 1939 году), затем «Пламя Парижа» Василия Вайнонена (балет 1932 года), и вот теперь он решил воссоздать «Золушку» Захарова. Задачу Мессерера облегчало то, что, во-первых, этот человек принадлежит к великой балетной династии, а во-вторых, ему самому довелось танцевать в захаровской «Золушке», когда она еще шла в Большом театре.

Возвращаясь из прошлого в день сегодняшний, хочу сказать, что успех нынешней постановки «Золушки» связан в равной мере как с классическим стилем хореографии спектакля, так и с ее новым прочтением. Мессерер возродил хореографию Захарова, придав ей новый, современный облик. Кроме того, хотя цифровые технологии и ранее использовались в восстановленных Мессерером балетах, здесь они выходят на первый план. Ему удалось невозможное — превратить балет 70-летней давности, вместе со всеми привычно советскими вариациями на тему «Лебединого озера», в абсолютно современную постановку, характерную для цифровой эры.

Заигрывание с технологиями порой выглядит глупостью или ребячеством, но только не в данном случае. 3D-видеоряд, созданный студией «Шоу Консалтинг» и ее руководителем Глебом Фильштинским, удивительно хорош — цифровое изображение так реалистично, что зрители безоговорочно верят в сказку. Часы, которые кажутся нарисованными на занавесе, вдруг начинают идти и тикать. Принц (Виктор Лебедев), отправившийся на поиски Золушки, в одной из сцен прыгает сквозь спроецированную арку. А в самом начале спектакля видеоизображение, которое заполняет авансцену, имитируя наезд камеры, движущейся через сад к дому Золушки, заставляет вспомнить о фильмах Орсона Уэллса.

Мессерер со своими помощниками восстановил все путешествие Принца в поисках Золушки (Анастасии Соболевой), сопроводив его видеорядом с явными отсылками к начальным титрам «Игры престолов». Благодаря этому финальная часть истории оказалась несколько длиннее обычного, и теперь все три акта имеют примерно равный темп, равную длину и выглядят равно убедительно. Тем самым удалось избежать несоразмерности частей большинства постановок «Золушки», где первый акт зачастую оказывается слишком длинным, а последний — слишком коротким.

Зрительный ряд, целостность интерпретации нового/старого спектакля Мессерера—Захарова прекрасно дополняет безупречное исполнение оркестра Михайловского театра (дирижер Павел Сорокин), который чрезвычайно бережно и даже с нежностью отнесся к торжественной музыке Прокофьева. И наконец, наилучшим образом показали себя все танцовщики. Впервые я видел Лебедева и Соболеву в этом же театре два года назад в «Тщетной предосторожности» Аштона. Тогда обоим молодым танцовщикам было слегка за двадцать, они лишь недавно закончили балетное училище, и их безусловным талантам еще предстояло раскрыться по-настоящему: их танец был то ребячливо-игривым, то застенчиво-серьезным. С тех пор они под руководством такого наставника, как Мессерер, достигли настоящей артистической зрелости. Лебедев стал великолепным танцовщиком, воплощением мужественности, его отличают невероятные вращения и высокий, парящий прыжок с баллоном, но в то же время это статный классический премьер. Мастерство Соболевой позволило создать яркий, притягательный характер главной героини: ее Золушка одновременно ранима, беззащитна и в то же время сильна духом. Лебедев и Соболева — партнеры не только на сцене, но и в жизни, и это добавляет достоверности романтическим сценам: блистательные па-де-де в их исполнении меня просто завораживали.

Среди исполнителей ролей второго плана я обратил внимание на фею Зимы: эту партию в лучших традициях русской балетной школы исполнила новозеландская балерина! Алисия Рейд пришла в Михайловский театр из проекта Давида Махатели Grand Auditions, где ее в 2016 году приметил Мессерер и предложил ей контракт. Большое впечатление произвели на меня три Екатерины: Борченко в роли светлой и изящной Феи-крестной, а также Одаренко и Беловодская. У последних получились скорее безумные, чем злые сестры, при этом вовсе не уродливые и не карикатурные. Ксения Русина станцевала очень хорошую, то есть по-настоящему плохую мачеху.

Сохраняя традиции советского балета, новая «Золушка» включает в себя забавные ужимки в исполнении придворного шута (Романа Волкова), требующие серьезной атлетической подготовки, а также три национальных танца: восточный, испанский (разумеется!) и мазурку (скорее венгерскую...). Когда видишь эти эксцентрические номера, порой кажется, что это артисты из «Лебединого озера» или «Спящей красавицы» ошиблись сценой...

Тем не менее ничто не умаляет очередного триумфа гениального постановщика, возрождающего старые балеты так, что они смотрятся абсолютно современно. Описывая восстановленные спектакли, часто употребляют выражение «старый/новый», но никому не удается так мастерски придать свежести и оригинальности восстанавливаемому материалу, сохранив его исконный дух, как это делает Михаил Мессерер.

Грэм Уоттс, DanceTabs
ПОЛЬЗОВАТЕЛЬСКОЕ СОГЛАШЕНИЕ



1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Настоящее Пользовательское соглашение (далее – Соглашение) определяет порядок доступа к сайту Санкт-Петербургского государственного бюджетного учреждения культуры «Санкт-Петербургский государственный академический театр оперы и балета им. М.П.Мусоргского-Михайловский театр» (далее – Михайловский театр), расположенному на доменном имени www.mikhailovsky.ru.

1.2. Настоящее Соглашение регулирует отношения между Михайловским театром и Пользователем данного Сайта.



2. ОПРЕДЕЛЕНИЯ ТЕРМИНОВ

2.1. Перечисленные ниже термины имеют для целей настоящего Соглашения следующее значение:

2.1.2. Пользователь сайта Михайловского театра (далее -Пользователь) – лицо, имеющее доступ к сайту, посредством сети Интернет и использующее Сайт.

2.1.3. Сайт – сайт Михайловского театра, расположенный на доменном имени www.mikhailovsky.ru.

2.1.4. Содержание сайта Михайловского театра - охраняемые результаты интеллектуальной деятельности, включая фрагменты аудиовизуальных произведений, их названия, предисловия, аннотации, статьи, иллюстрации, обложки, с текстом или без текста, графические, текстовые, фотографические, производные, составные и иные произведения, пользовательские интерфейсы, визуальные интерфейсы, логотипы, а также дизайн, структура, выбор, координация, внешний вид, общий стиль и расположение данного Содержания, входящего в состав Сайта и другие объекты интеллектуальной собственности все вместе и/или по отдельности, содержащиеся на сайте Михайловский театра, личный кабинет с последующей возможностью покупки билетов в Михайловском театре.



3. ПРЕДМЕТ СОГЛАШЕНИЯ

3.1. Предметом настоящего Соглашения является предоставление Пользователю Сайта доступа к содержащимся на Сайте сервисам.

3.1.1. Сайт Михайловского театра предоставляет Пользователю следующие виды сервисов:

- доступ к информации о Михайловском театре и к информации о приобретении билетов на платной основе;

- приобретение электронных билетов;

- предоставление скидок, акций, льгот, специальные предложения

- получение информации о новостях, событиях Театра, в том числе путем распространения информационно - новостных сообщений (электронной почте, телефону, по SMS);

- доступ к электронному контенту, с правом просмотра контента;

- доступ к средствам поиска и навигации;

- предоставление возможности размещения сообщений, комментариев;

- иные виды сервисов, реализуемые на страницах Сайта Михайловского театра.

3.2. Под действие настоящего Соглашения подпадают все существующие (реально функционирующие) на данный момент сервисы сайта Михайловского театра, а также любые их последующие модификации и появляющиеся в дальнейшем дополнительные сервисы.

3.3. Доступ к сайту Михайловского театра предоставляется на безвозмездной основе.

3.4. Настоящее Соглашение является публичной офертой. Получая доступ к Сайту Пользователь считается присоединившимся к настоящему Соглашению.

3.5. Использование материалов и сервисов Сайта регулируется нормами действующего законодательства Российской Федерации



4. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ СТОРОН

4.1. Михайловский театр вправе:

4.1.1. Изменять правила пользования Сайтом, а также изменять содержание данного Сайта. Изменения правил пользования вступают в силу с момента публикации новой редакции Соглашения на Сайте.

4.2. Пользователь вправе:

4.2.1. Регистрация Пользователя на сайте Михайловского театра осуществляется с целью идентификации Пользователя для предоставления сервисов Сайта, распространения информационно - новостных сообщений (по электронной почте, телефону, по SMS, иным средствам связи), получения обратной связи, учета предоставления льгот, скидок, специальных предложений и акций.

4.2.2. Пользоваться всеми имеющимися на Сайте сервисами.

4.2.3. Задавать любые вопросы, относящиеся к информации размещенной на сайте Михайловского театра.

4.2.4. Пользоваться Сайтом исключительно в целях и порядке, предусмотренных Соглашением и не запрещенных законодательством Российской Федерации.

4.3. Пользователь Сайта обязуется:

4.3.1. Не предпринимать действий, которые могут рассматриваться как нарушающие нормальную работу Сайта.

4.3.2. Избегать любых действий, в результате которых может быть нарушена конфиденциальность охраняемой законодательством Российской Федерации информации.

4.4. Пользователю запрещается:

4.4.1. Использовать любые устройства, программы, процедуры, алгоритмы и методы, автоматические устройства или эквивалентные ручные процессы для доступа, приобретения, копирования или отслеживания содержания Сайта

4.4.2. Любым способом обходить навигационную структуру Сайта для получения или попытки получения любой информации, документов или материалов любыми средствами, которые специально не представлены сервисами данного Сайта;

4.4.3. Нарушать систему безопасности или аутентификации на Сайте или в любой сети, относящейся к Сайту. Выполнять обратный поиск, отслеживать или пытаться отслеживать любую информацию о любом другом Пользователе Сайта.



5. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ САЙТА

5.1. Сайт и Содержание, входящее в состав Сайта, принадлежит и управляется Михайловским театром.

5.2. Содержание Сайта не может быть опубликовано, воспроизведено, передано или распространено любым способом, а также размещено в глобальной сети «Интернет» без письменного согласия Михайловского театра.


5.3. Пользователь несет персональную ответственность за сохранение конфиденциальности информации учётной записи, включая пароль, а также за всю без исключения деятельность, которая ведётся от имени Пользователя учётной записи.

5.4. Пользователь должен незамедлительно уведомить Михайловский театр о несанкционированном использовании его учётной записи или пароля или любом другом нарушении системы безопасности.



6. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

6.1. Любые убытки, которые Пользователь может понести в случае умышленного или неосторожного нарушения любого положения настоящего Соглашения, а также вследствие несанкционированного доступа к коммуникациям другого Пользователя, Михайловским театром не возмещаются.

6.2. Администрация сайта Михайловского театра не несет ответственности за:

6.2.1. Задержки или сбои в процессе совершения операции, возникшие вследствие непреодолимой силы, а также любого случая неполадок в телекоммуникационных, компьютерных, электрических и иных смежных системах.

6.2.2. Действия систем переводов, банков, платежных систем и за задержки связанные с их работой.

6.2.3. Ненадлежащее функционирование Сайта, в случае, если Пользователь не имеет необходимых технических средств для его использования, а также не несет никаких обязательств по обеспечению пользователей такими средствами.



7. НАРУШЕНИЕ УСЛОВИЙ ПОЛЬЗОВАТЕЛЬСКОГО СОГЛАШЕНИЯ

7.1. Михайловский театр вправе без предварительного уведомления Пользователя прекратить и (или) заблокировать доступ к Сайту, если Пользователь нарушил настоящее Соглашение или содержащиеся в иных документах условия пользования Сайтом, а также в случае прекращения действия Сайта либо по причине технической неполадки или проблемы.

7.2. Михайловский театр не несет ответственности перед Пользователем или третьими лицами за прекращение доступа к Сайту в случае нарушения Пользователем любого положения настоящего 7.3. Соглашения или иного документа, содержащего условия пользования Сайтом.



Михайловский театр имеет право раскрыть любую информацию о Пользователе, которая необходима для исполнения положений действующего законодательства или судебных решений.



8. РАЗРЕШЕНИЕ СПОРОВ

8.1. В случае возникновения любых разногласий или споров между Сторонами настоящего Соглашения обязательным условием до обращения в суд является предъявление претензии (письменного предложения о добровольном урегулировании спора).

8.2. Получатель претензии в течение 30 календарных дней со дня ее получения, письменно уведомляет заявителя претензии о результатах рассмотрения претензии.

8.3. При невозможности разрешить спор в добровольном порядке любая из Сторон вправе обратиться в суд за защитой своих прав, которые предоставлены им действующим законодательством Российской Федерации.



9. ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ УСЛОВИЯ

9.1. Присоединяясь к настоящему Соглашению и оставляя свои персональные данные на Сайте Михайловского театра путем заполнения полей регистрации Пользователь:

9.1.1. Дает согласие Михайловскому театру в отношении обработки следующих персональных данных: фамилия, имя, отчество; дата рождения; номер телефона; адрес электронной почты (E-mail);

9.1.2. Подтверждает, что указанные им персональные данные принадлежат лично ему;

9.1.3. Предоставляет Михайловскому театру право осуществлять бессрочно следующие действия (операции) с персональными данными:

- сбор и накопление;

- хранение в течение неограниченного периода времени (бессрочно) с момента предоставления данных до момента отзыва Пользователем путем подачи заявления в Михайловский театр;

- уточнение (обновление, изменение);

- уничтожение;

- передача персональных данных (Фамилия, имя, отчество, телефон) третьему лицу: порталу https://pro.culture.ru/ (в случае покупки билетов по «Пушкинской карте»).

9.2. Обработка персональных данных Пользователя осуществляется в соответствии п. 5 ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 27.07.2006г. № 152-ФЗ «О персональных данных» исключительно в целях исполнения обязательств, принятых на себя Михайловским театром в рамках настоящего соглашения перед Пользователем, в том числе указанных в п. 3.1.1. настоящего Соглашения.

9.3. Пользователь признает и подтверждает, что все положения настоящего Соглашения и условия обработки его персональных данных ему понятны и выражает согласие с условиями обработки персональных данных без каких-либо оговорок и ограничений. Согласие Пользователя на обработку персональных данных является конкретным, информированным и сознательным.