«Честь» и память

3 февраля 2015

«Честь» и память
Рецензии

«Честь» и память

В Михайловском театре 1 февраля в память о Елене Образцовой давали оперу «Сельская честь». Главную партию исполнила литовская оперная дива Виолета Урмана, за дирижерским пультом стоял итальянец Даниэле Рустиони.

Перед спектаклем к залу обратилась дочь Образцовой Елена Макарова. Она подчеркнула, что работа в Михайловском дала примадонне «новые возможности и новые творческие радости». Напомнив, насколько важной была для исполнительской карьеры Образцовой партия Сантуццы, она пожелала успеха Виолете Урмане, которой предстояло выйти на сцену в этой роли: «Мама там, где она сейчас, Виолету услышит и, надеюсь, будет сегодня вечером ей помогать».

«Сельская честь» в постановке Лилианы Кавани была для Образцовой первым проектом на посту худрука оперной труппы Михайловского, а для театра — точкой отсчета, с которого семь лет назад начался новейший период его истории. За те годы, что спектакль сохраняется в репертуаре, в театре сложилась традиция регулярно приглашать на главные партии именитых солистов, представляющих разные вокальные школы. Сантуццу здесь спели Людмила Монастырская, Юлия Герцева, Татьяна Анисимова (Украина), Марианна Корнетти (США), Ирен Теорин (Швеция). Виолета Урмана впервые вышла в этом спектакле полтора года назад. Тогда ее партнерами были итальянцы Марчелло Джордани (Туридду) и Джованни Гвальярдо (Альфио). Темпераментные южане в клочья порвали сдержанную эстетику постановки, тяготеющей к черно-белому кино, и удобрили ее массой акцентированных оперных клише.

На этот раз ансамбль солистов был органичным. Виолете Урмане не нужно было форсировать звук, искусственно повышая «градус страсти». Ее благородный, полнозвучный и гибкий голос стал самой убедительной актерской краской и показал эмоциональные терзания героини, которая мечется, надеется и ужасается содеянному.

Привлекательным и убедительным Туридду был Дмитрий Головнин. Широко известный в Европе тенор, в труппу Михайловского он пришел по приглашению Елены Образцовой в 2007 году. Музыкант-духовик по образованию, тогда Головнин только что поменял вектор своей карьеры, и Образцова сумела разглядеть его вокальные перспективы. Маму Лючию исполнила Нина Романова, одна из участниц премьеры 2007 года. Альфио пел еще один представитель старшего поколения Николай Копылов, Лолу — Екатерина Егорова.

Зрелым музыкантом показал себя Даниэле Рустиони. Спектакль под его управлением стал примером того, что дирижерская харизма и готовность понять и поддержать певцов могут быть двумя сторонами одной медали. Именно Рустиони стоял за дирижерским пультом на премьере в Михайловском театре в январе 2008 года. Тогда, по его собственному выражению, «совсем невинным», он начал постигать трудности профессии.

— Когда мы с Еленой Васильевной в течение трех недель, работая ежедневно, вместе делали этот спектакль, я был очень молод, — рассказал «Известиям» Даниэле Рустиони. — У меня все было горячее — и голова и сердце. Существует мнение, что в музыку нужно вкладывать много души, сердца, эмоций и нужно, чтобы все это пылало. Сейчас я понял, что свобода состоит в математике. Когда идешь от эмоций, начинается хаос.

Елена Макарова, завершая свое короткое выступление перед спектаклем, передала зрителям и артистам просьбу своей матери: «Не надо вспоминать меня со слезами, с грустью и тоской. Вспоминайте меня с радостью». Вопреки мрачному сюжету веристской оперы, вечер, посвященный памяти великой певицы, оказался именно таким — в высшей степени жизнеутверждающим.

Варвара Свинцова, «Известия»