О балете Михайловского теперь говорят и в Нью-Йорке

21 ноября 2014

О балете Михайловского теперь говорят и в Нью-Йорке
Репортажи

О балете Михайловского теперь говорят и в Нью-Йорке

Когда нью-йоркцев зовут на баррикады, они готовы сорваться с мест. Именно так реагировал зал на «Марсельезу» Михайловского театра, впервые показавшего Америке раритет советских времен «Пламя Парижа». Этот революционный балет включили в программу больших двухнедельных гастролей.

На гастроли в Америку Михайловский выбрался впервые. Тур проходит сначала в престижнейшем Линкольн-центре, на сцене театра Дэвида Коха, где находится база знаменитого «Нью-Йорк сити балет», а затем в Калифорнии. Его придумал русский американец Сергей Данилян, и по сути он не рисковал: балет Михайловского уже несколько сезонов находится в отличной форме. Наряду с Большим и Мариинским ( и с гораздо меньшим бюджетом) он умудряется создавать качественные спектакли, о которых говорят в обеих российских столицах. Теперь еще о балете Михайловского говорят в Нью-Йорке: билеты давно раскуплены, и свидетельствую, что зал полон даже на дневном спектакле. А коллеги-критики из ведущих изданий уровня The New-York Times разбирают по косточкам качество постановки и не устают удивляться. На этот счет среди артистов даже завелась шутка: надо было приехать в Америку, чтобы узнать о себе столько хорошего.

Успеху способствовал еще и грамотный подбор репертуара. На открытии гастролей труппа танцевала серию классических «Жизелей» — стратегически публику надо было «разогреть» известной классикой. Затем уже Михайловский пошел на баррикады с «Пламенем Парижа» — эксклюзивом и советским раритетом 30-х годов, где бедная крестьянка Жанна сотоварищи берет приступом богатый дворец. Ответом были стоячие овации, гул в холлах с бесконечным «amazing Russian ballet» и ворох отзывов восхищенной прессы. Причем, по личным наблюдениям, процент наивной публики невелик: восторг вызвали не фуэтэ (любимая болезнь балетных зрителей), а разнообразие спектакля, бьющего острой смесью юмора и патетики, характерного танца и классики.

Но самый большой успех пока что достался программе «Три века русского балета». Она и строилась с прицелом «удивлять и восхищать». Начало — милый фривольный пустячок «Привал кавалерии» Мариуса Петипа об остановке бравых вояк в наполненной пейзанками сельской местности, достойный — и получивший — всяческое умиление. Третий — «Прелюдия» испанского хореографа Начо Дуато, эксклюзив Михайловского, сделанный специально по его заказу. Он был нужен, чтобы обозначить универсальность труппы, умеющей танцевать современную хореографию. В комплект к отечественной классике вполне подошло.

Но гвоздем стал одноактный «Класс-концерт» Асафа Мессерера, в шестидесятые влюбивший в советский балет весь мир. Восстановил его наследник самой знаменитой российской балетной династии Мессереров-Плисецких и руководитель Михайловского балета Михаил Мессерер, что без устали печется о качестве танца в этом театре. Балет-радость, балет-соревнование, о премьере которого «РГ» недавно писала, довел зал до экстаза. Наталью Осипову и Екатерину Борченко, Леонида Сарафанова и Ивана Васильева публика приветствовала демократичными стадионными криками. Впереди у публики Линкольн-центра еще «Дон Кихот», а у Михайловского — Калифорния, но расклад сил уже очевиден. У Большого и Мариинского есть конкуренты.

Лейла Гучмазова, «Российская Газета»