Регистрация Ваша корзина

СМИ о нас

16.10.2012

«Звездное чаепитие». Встреча пятая.

Начался новый театральный сезон, и мы возобновляем цикл встреч со звездами — восходящими и сияющими — одного из самых знаменитых петербургских театров — Михайловского. Новая встреча состоялась сразу же после симфонического концерта, главным героем которого, наряду с оркестром, был хор Михайловского театра. Кстати, и в грядущей премьере оперы Чайковского «Евгений Онегин» хор тоже играет важную роль.

Чем больше, тем лучше

Оперному хору Михайловского театра определенно и крупно повезло: во главе коллектива — заслуженный артист России Владимир Васильевич Столповских. Он был художественным руководителем и дирижером хора мальчиков и юношей хорового училища им. М.И. Глинки, больше десяти лет возглавлял знаменитый Хор Ленинградского радио и телевидения, с 1998 года «служит», как торжественно говаривали в старину, в Михайловском театре. А вообще-то, Владимир Васильевич работает преподавателем музыки с 16 лет. 20 компакт-дисков, тысячи концертов на лучших площадках в России и за рубежом, сотни фестивалей и наград, мастер-классы в Германии, Голландии, Франции... Владимир Столповских выступал как хоровой и симфонический дирижер в OOH в Нью-Йорке и в ЮНЕСКО в Париже.

Владимир Васильевич, у меня всегда представление об оперном хоре ассоциировалось с пафосными оперными спектаклями — пышные костюмы, богатые декорации... Наверное, немножко дилетантское мнение?
Сейчас пышные оперы не в почете, на большие, «костюмные» спектакли мало заказов. Недавно я разговаривал с Володей Галузиным — когда-то мы с ним служили в Новосибирске, в Ансамбле песни и пляски Советской Армии. С одной стороны от меня тогда стоял в хоре Галузин, с другой — нынешний знаменитый мариинский бас Сергей Алексашкин. Так вот я поинтересовался у Галузина — он ведь один из лучших Отелло на мировой сцене — часто ли его приглашают на постановки этой оперы Верди. Оказывается, все реже. Наверное, экономят — на костюмах, на декорациях.

Может, это просто стремление к минималистическому стилю? Желание сосредоточиться только на музыке?
Для этого в театрах есть камерные залы — в том же Ла Скала. А для хора нужны большие оперные постановки: и чем больше мы поем, тем лучше будет наш хор. Я поддерживаю практику, которая в нашем театре в последнее время стала регулярной: представлять в концертном исполнении вещи, которые по тем или иным причинам не могут войти в постоянный репертуар. Так, прошедшим летом мы исполнили «Мастера и Маргариту» Сергея Слонимского и «Кармен» — это своего рода разные музыкальные полюса. Абсолютно разные задачи — и очень интересная работа для хора, возможность поработать с блестящими молодыми дирижерами — Владимиром Юровским и Василием Петренко.

Я, признаться, была поражена, побывав летом на концертном исполнении «Кармен». Какой у вас хор — он просто вел всю оперу! И без декораций и костюмов опера звучала блистательно.
Признаться, все говорят, что хор у нас очень хороший. Подтверждение тому — наши концертные планы на этот сезон. В Большом зале филармонии дадим два концерта с Юрием Темиркановым, в частности, исполним «Кармину Бурану» Карла Орфа, и два концерта с Геннадием Рождественским, в одном из них прозвучат редко исполняемые произведения Римского-Корсакова. Для нас нет большей радости, чем новая серьезная работа! Это относится и к оперному репертуару. Некоторое время назад в театре были планы поставить Шнитке... Спектакль тогда не вышел, но мы замечательно поработали! У нас в хоре научились петь такие интонации, с какими раньше и не встречались. И когда довелось спеть «Аллилуйю» Губайдулиной в филармонии, мы оценили, насколько полезной была работа над Шнитке. Сложнейшую музыку Губайдулиной спели, по общим оценкам, очень достойно. Хор вырос на голову! После такой музыки хор справляется с любой музыкальной задачей.

А сейчас на повестке дня классика: Андрий Жолдак ставит «Евгения Онегина»...
Я пока не знаю, что получится из этой постановки — у режиссера какой-то свой замысел, я его пока не уловил, но я вижу, что это очень талантливый человек. Некоторые говорят, что вот, мол, Станиславский вообще «Онегина» без хора ставил. Да вы почитайте воспоминания современников: у Станиславского всего было 15 голосов. Конечно, ему было не до хора! Но в принципе в опере экономить на хоре, сокращать хоровые сцены нельзя. Ведь когда композитор создает оперу, для него принципиально определенное чередование музыкальных сцен, смысловой и эмоциональный баланс. И если режиссер при постановке сокращает хор, меняет форму — надо так режиссерски «нагрузить» спектакль, чтобы сохранился авторский замысел. Это не каждый может сделать. И каждый раз, когда берешься за работу, надо позитивно относиться к тому материалу, с которым ты работаешь, а не заниматься критиканством. Вернувшись к «Онегину», скажу только, что в этой опере многое зависит не только от режиссера, но и от исполнителей. Хотя, чтобы слушатель не заснул на арии Татьяны — она же целых шесть минут длится — нужно сочетание вокального дарования и умной режиссуры!

Какой будет следующая оперная работа?
Впереди Бриттен, его знаменитая опера «Билли Бадд».

Там для хора много работы? Вы довольны?
Там 130 страниц хоровой музыки! Большая музыка — но для мужского хора. Вы представляете, какой дисбаланс бывает в спектаклях. Например, в «Русалке» Дворжака масса замечательных женских хоров, а мужской хор проводит на сцене... 58 секунд. Это не я считал, это мои певцы посчитали. Похожая картина в «Иоланте», там мужской хор работает 1 минуту 58 секунд. Теперь вот «Билли Бад»... Думаю, чем в это время занять женщин. Может быть, сделаем программу из произведений Перголези.

В вашем театре есть уникальный эксперимент — постановка балета Nunc Dimittis Начо Дуато под хоровое пение а капелла...
Я не могу говорить об этой вещи с точки зрения хореографии, она мне просто нравится визуально, а как музыкант я понимаю, что музыка Арво Пярта просто потрясающая! Но другой художественный язык — язык балета — я не считаю возможным оценивать... Хотя один мой друг, художник, учил меня смотреть на картину с точки зрения музыки: по его мнению, есть полотна классические и есть современные. У современной живописи, как и у современной музыки, есть свои законы, и они совсем другие.

Хор как творческий коллектив тоже ведь имеет свои законы? И свои проблемы, наверное, есть?
В профессиональном хоре, в отличие от оркестра или балетной труппы, есть серьезная проблема — здесь собраны самые разные люди. Они отличаются и по возрасту, и по образованию: один пришел в хор после вокального факультета консерватории, другой — после биофака университета, например. Или даже со школьной скамьи — с двумя классами музыкальной школы, — но он обладает великолепным голосом. У меня в хоре были и бывшие врачи, и бывшие инженеры, и выпускники горного института, и института водного транспорта, и строители! То есть уровень музыкальной культуры и знаний может быть разным. Но просто необходимо для каждого найти нужный язык и суметь объяснить этой «разношерстной публике» музыкальный материал. И еще «дорастить» тех, у кого нет музыкального образования, до уровня тех, кто его получил. А для этого нужна большая практика пения, желание расти. И чем больше хор выступает в концертах, чем больше работает в опере — тем серьезнее он становится.

Сильно влияют на качество хора условия работы?
Бывает, что мы жалуемся на условия: тесное репетиционное помещение, сложный график... Но вот что интересно: когда-то Бруно Вальтер говорил, что можно создать идеальные условия для работы специалиста, и тем не менее ничего не получится в результате, а ищущая, творческая профессиональная личность может в самых невероятных условиях добиться успеха. Конечно, нужны условия для репетиций, место, воздух... Но бывает и наоборот: в комфортных условиях творческий человек начинает «барствовать», лениться...

А когда работать было легче: сейчас или в советское время?
В те времена были замечательные хоры — в том числе хор радио и телевидения, но ностальгии по тому времени я не испытываю — сейчас тоже много хорошего. Вот о ком стоит действительно пожалеть, так о тех энтузиастах своего дела, которых в то, советское, время было множество, — тогда были люди, которые работали не покладая рук и не жалея своего времени, в том числе и с любительскими коллективами. Тогда не смотрели, сколько за это платят, сколько часов в день мы работаем. Сейчас многие деятели искусства стали прагматичнее, расчетливее. А настоящее искусство все-таки создается людьми самоотверженными.

16.10.2012
«Ваш досуг»
Ирина Тарасова
ПОЛЬЗОВАТЕЛЬСКОЕ СОГЛАШЕНИЕ



1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1.    Настоящее Пользовательское соглашение (далее – Соглашение) определяет порядок доступа к сайту Санкт-Петербургского государственного бюджетного учреждения культуры «Санкт-Петербургский государственный академический театр оперы и балета им. М.П.Мусоргского-Михайловский театр» (далее – Михайловский театр), расположенному на доменном имени www.mikhailovsky.ru.

1.2. Настоящее Соглашение регулирует отношения между Михайловским театром и Пользователем данного Сайта.



2. ОПРЕДЕЛЕНИЯ ТЕРМИНОВ

2.1. Перечисленные ниже термины имеют для целей настоящего Соглашения следующее значение:

2.1.2. Администрация сайта Михайловского театра – уполномоченные сотрудники на управление Сайтом, действующие от имени  Михайловского театра.

2.1.3. Пользователь сайта Михайловского театра (далее -Пользователь) – лицо, имеющее доступ к сайту, посредством сети Интернет и использующее Сайт.

2.1.4. Сайт – сайт Михайловского театра, расположенный на доменном имени www.mikhailovsky.ru.

2.1.5. Содержание сайта Михайловского театра - охраняемые результаты интеллектуальной деятельности, включая фрагменты аудиовизуальных произведений, их названия, предисловия, аннотации, статьи, иллюстрации, обложки, с текстом или без текста, графические, текстовые, фотографические, производные, составные и иные произведения, пользовательские интерфейсы, визуальные интерфейсы, логотипы, а также дизайн, структура, выбор, координация, внешний вид, общий стиль и расположение данного Содержания, входящего в состав Сайта и другие объекты интеллектуальной собственности все вместе и/или по отдельности, содержащиеся на сайте Михайловский театра, личный кабинет с последующей возможностью покупки билетов в Михайловском театре.



3. ПРЕДМЕТ СОГЛАШЕНИЯ

3.1. Предметом настоящего Соглашения является предоставление Пользователю Сайта доступа к содержащимся на Сайте сервисам.

3.1.1. Сайт Михайловского театра предоставляет Пользователю следующие виды сервисов:

- доступ к информации о Михайловском театре и к информации о приобретении  билетов на платной основе;

- приобретение электронных билетов;

- предоставление скидок, акций, льгот, специальные предложения

- получение информации о новостях, событиях Театра, в том числе путем распространения информационно - новостных сообщений (электронной почте, телефону, по SMS);

-  доступ к электронному контенту, с правом просмотра контента;

- доступ к средствам поиска и навигации;

-  предоставление возможности размещения сообщений, комментариев;

- иные виды сервисов, реализуемые на страницах Сайта Михайловского театра.

3.2. Под действие настоящего Соглашения подпадают все существующие (реально функционирующие) на данный момент сервисы сайта Михайловского театра, а также любые их последующие модификации и появляющиеся в дальнейшем дополнительные сервисы.

3.2. Доступ к сайту Михайловского театра предоставляется на безвозмездной  основе.

3.3. Настоящее Соглашение является публичной офертой. Получая доступ к Сайту Пользователь считается присоединившимся к настоящему Соглашению.

3.4. Использование материалов и сервисов Сайта регулируется нормами действующего законодательства Российской Федерации



4. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ СТОРОН

4.1. Администрация сайта Михайловского театра вправе:

4.1.1. Изменять правила пользования Сайтом, а также изменять содержание данного Сайта. Изменения правил пользования вступают в силу с момента публикации новой редакции Соглашения на Сайте.

4.2. Пользователь вправе:

4.2.1. Регистрация Пользователя на сайте  Михайловского театра осуществляется с целью  идентификации Пользователя для предоставления сервисов Сайта, распространения информационно - новостных сообщений (по электронной почте, телефону, по SMS, иным средствам связи), получения обратной связи, учета предоставления  льгот, скидок, специальных предложений и акций.

4.2.2. Пользоваться всеми имеющимися на Сайте сервисами.

4.2.3. Задавать любые вопросы, относящиеся к информации размещенной на сайте Михайловского театра.

4.2.4. Пользоваться Сайтом исключительно в целях и порядке, предусмотренных Соглашением и не запрещенных законодательством Российской Федерации.

4.3. Пользователь Сайта обязуется:

4.3.2. Не предпринимать действий, которые могут рассматриваться как нарушающие нормальную работу Сайта.

4.3.3. Избегать любых действий, в результате которых может быть нарушена конфиденциальность охраняемой законодательством Российской Федерации информации.

4.4. Пользователю запрещается:

4.4.1. Использовать любые устройства, программы, процедуры, алгоритмы и методы, автоматические устройства или эквивалентные ручные процессы для доступа, приобретения, копирования или отслеживания содержания Сайта

4.4.3. Любым способом обходить навигационную структуру Сайта для получения или попытки получения любой информации, документов или материалов любыми средствами, которые специально не представлены сервисами данного Сайта;

4.4.4. Нарушать систему безопасности или аутентификации на Сайте или в любой сети, относящейся к Сайту.  Выполнять обратный поиск, отслеживать или пытаться отслеживать любую информацию о любом другом Пользователе Сайта.



5. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ САЙТА

5.1. Сайт и Содержание, входящее в состав Сайта, принадлежит и управляется Администрацией сайта Михайловского театра.

5.2. Содержание Сайта не может быть опубликовано, воспроизведено, передано или распространено любым способом, а также размещено в глобальной сети «Интернет» без письменного согласия Администрации сайта.

5.5. Пользователь несет персональную ответственность за сохранение конфиденциальности информации учётной записи, включая пароль, а также за всю без исключения деятельность, которая ведётся от имени Пользователя учётной записи.

5.6. Пользователь должен незамедлительно уведомить Администрацию сайта о несанкционированном использовании его учётной записи или пароля или любом другом нарушении системы безопасности.



6. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

6.1. Любые убытки, которые Пользователь может понести в случае умышленного или неосторожного нарушения любого положения настоящего Соглашения, а также вследствие несанкционированного доступа к коммуникациям другого Пользователя, Администрацией сайта Михайловского театра не возмещаются.

6.2. Администрация сайта Михайловского театра не несет ответственности за:

6.2.1. Задержки или сбои в процессе совершения операции, возникшие вследствие непреодолимой силы, а также любого случая неполадок в телекоммуникационных, компьютерных, электрических и иных смежных системах.

6.2.2. Действия систем переводов, банков, платежных систем и за задержки связанные с их работой.

6.2.3. Ненадлежащее функционирование Сайта, в случае, если Пользователь не имеет необходимых технических средств для его использования, а также не несет никаких обязательств по обеспечению пользователей такими средствами.



7. НАРУШЕНИЕ УСЛОВИЙ ПОЛЬЗОВАТЕЛЬСКОГО СОГЛАШЕНИЯ

7.1. Администрация сайта Михайловского театра вправе без предварительного уведомления Пользователя прекратить и (или) заблокировать доступ к Сайту, если Пользователь нарушил настоящее Соглашение или содержащиеся в иных документах условия пользования Сайтом, а также в случае прекращения действия Сайта либо по причине технической неполадки или проблемы.

7.2. Администрация сайта не несет ответственности перед Пользователем или третьими лицами за прекращение доступа к Сайту в случае нарушения Пользователем любого положения настоящего 7.3. Соглашения или иного документа, содержащего условия пользования Сайтом.

Администрация сайта имеет право раскрыть любую информацию о Пользователе, которая необходима для исполнения положений действующего законодательства или судебных решений.



8. РАЗРЕШЕНИЕ СПОРОВ

8.1. В случае возникновения любых разногласий или споров между Сторонами настоящего Соглашения обязательным условием до обращения в суд является предъявление претензии (письменного предложения о добровольном урегулировании спора).

8.2. Получатель претензии в течение 30 календарных дней со дня ее получения, письменно уведомляет заявителя претензии о результатах рассмотрения претензии.

8.3. При невозможности разрешить спор в добровольном порядке любая из Сторон вправе обратиться в суд за защитой своих прав, которые предоставлены им действующим законодательством Российской Федерации.



9. ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ УСЛОВИЯ

9.1. Присоединяясь к настоящему Соглашению и оставляя свои данные на Сайте Михайловского театра путем заполнения полей регистрации Пользователь:

9.1.1. Дает согласие в отношении обработки следующих персональных данных:  фамилия, имя, отчество; дата рождения; номер телефона; адрес электронной почты (E-mail); платежные реквизиты (в случае использования сервиса, позволяющего приобрести электронные билеты в Михайловский театр);

9.1.2. Подтверждает, что указанные им персональные данные принадлежат лично ему;

9.1.3. Предоставляет Администрации сайта Михайловского театра право осуществлять бессрочно следующие действия (операции) с персональными данными:

- сбор и накопление;

- хранение в течение неограниченного периода времени (бессрочно) с момента предоставления данных до момента отзыва Пользователем  путем подачи заявления администрации Сайта;

-  уточнение (обновление, изменение);

- уничтожение.

9.2. Обработка персональных данных Пользователя осуществляется в соответствии п. 5 ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 27.07.2006г. № 152-ФЗ «О персональных данных» исключительно в целях

исполнения обязательств, принятых на себя Администрацией сайта  Михайловского театра в рамках настоящего соглашения перед Пользователем, в том числе указанных в п. 3.1.1. настоящего Соглашения.

9.3. Пользователь признает и подтверждает, что все положения настоящего Соглашения и условия обработки его персональных данных ему понятны и выражает согласие с условиями обработки персональных данных без каких-либо оговорок и ограничений. Согласие Пользователя на обработку персональных данных является конкретным, информированным и сознательным.