«Звание заслуженного артиста не дает права работать вполсилы»

27 октября 2014

«Звание заслуженного артиста не дает права работать вполсилы»
Интервью

«Звание заслуженного артиста не дает права работать вполсилы»

Премьер Михайловского театра Иван Васильев дал интервью «Известиям» накануне дебюта в «Тщетной предосторожности».

― Поздравляю вас со вполне заслуженным званием. Насколько я знаю, его оформление ― сложная процедура. Вы сами в ней участвовали?

― Нет, это было для меня сюрпризом, тем более что для такой награды я очень молод. Все произошло без моего участия, и я очень благодарен за это театру. Мне осталось только танцевать. Как вы понимаете, звание заслуженного артиста не дает права работать вполсилы ― наоборот, теперь надо танцевать еще лучше.

― Весной вы не выступили в премьере «Тщетной предосторожности» в Михайловском из-за разногласий с Михаилом Мессерером ― об этом «Известиям» рассказывал гендиректор театра Владимир Кехман. Спустя полгода вы все-таки выходите на сцену в этом спектакле. Почему?

― Потому что сейчас я могу спокойно работать с постановщиком Майклом О’Хэйром, представляющим фонд Фредерика Аштона: у нас достаточно времени, чтобы обсудить все детали. Он знает ту версию, которую я танцевал в Большом еще в 2006 году.

― Эта версия отличается от авторской 1960 года?

― Нюансы различаются: в одном театре танцуют так, в другом иначе, но нельзя сказать, что одна версия правильная, а другая — нет. Главное ― найти общий язык. Мы его сейчас нашли и творим.

― Вы подстроились под версию Михайловского или версия ― под вас?

― Пополам.

― В «Тщетной» вам предстоит выйти на сцену с Николаем Цискаридзе. В Большом вам приходилось выступать вместе?

― Было дело. Когда я был совсем молодым, мы танцевали в «Корсаре» и в «Баядерке».

― После вашего с Натальей Осиповой ухода из Большого Николай Цискаридзе пророчил «Известиям», что это только начало. Впоследствии он и сам покинул театр. Что это был за период в жизни Большого, на ваш взгляд?

― Мне кажется, это период не в жизни Большого, а в жизни конкретных артистов. В Большом все хорошо, он существует и будет существовать. Просто у артиста наступает момент, когда ему нужно что-то менять. Вот Николай Максимович поменял обстановку: сейчас он раскрывает себя в замечательной роли ректора Вагановской академии.

― А вы раскрываетесь в роли Колена в «Тщетной»?

― Она веселая и очень простая в плане драматического наполнения. Колен ― крестьянский парень, так что танцевать его одно удовольствие. Мне интересно «вспомнить молодость», как ни смешно это слышать от 25-летнего: я не танцевал Колена уже четыре года.

― Вы говорили журналистам, что придумали несколько авторских прыжков. В «Тщетной» они будут?

― Здесь их вставить нельзя: у таких хореографов, как Аштон или Макмиллан, надо соблюдать порядки. Вот в Петипа можно покопаться: там артисты и до нас что-то придумывали ― и Владимир Васильев, и Лавровский, и Владимиров. Они вводили свои элементы, и мы все теперь это прыгаем.

― Ваша трудовая книжка по-прежнему в Михайловском?

― Да, и пока здесь будут творческая атмосфера и стабильность, думаю, что она останется на месте.

― А другие труппы еще предлагают вам войти в штат или уже отчаялись?

― Предлагают, но я уже давно не реагирую на такие предложения, поскольку выступаю во многих театрах мира, включая Ла Скала, Американский балетный театр, Английский национальный балет, Большой, Мариинский и Театр Станиславского. Идти в штат нет смысла: я танцую везде, но на особых условиях. Считаю, что будущее именно за такой схемой. Для артистов, достигающих определенного уровня и вырастающих за рамки своего театра, для тех, кому нужно больше свободы и творчества, это оптимальный вариант.

― В оперном мире за такой схемой не будущее, а настоящее.

― Надеюсь, что в балете я показываю своим примером: когда артист покидает театр, в этом нет ничего страшного. Я ушел из Большого, но продолжаю долгосрочное и надежное сотрудничество с ним.

― Наталья в одном из интервью говорила: Иван моложе, поэтому ему интересно ездить и танцевать везде. Может быть, это действительно возрастное?

― Жизнь покажет. Пока у артиста есть силы и энергия, он не должен упускать возможность творить везде. Если кому-то, как мне, плохо сидеть дома, он должен прислушаться к себе. Но если внутренней потребности нет, можно сидеть на одном месте и работать в одном театре. Это не лучше и не хуже.

― Какие у вас дальнейшие планы в Михайловском?

― Сейчас предстоят ответственные гастроли: Михайловский впервые будет показываться в Нью-Йорке. У меня там много спектаклей, и я должен сделать так, чтобы, услышав слово «Михайловский», зрители сразу бежали в кассу.

― А премьеры будут?

― В Михайловском пока нет. А вообще после Нового года мне предстоит много работы: в Лондоне, например, я впервые в жизни станцую Зигфрида в «Лебедином озере».

― Расскажите, как восстановились ваши отношения с Большим театром.

― Переговоры начались еще при Анатолии Иксанове: тогда меня пригласили танцевать в «Спартаке» и «Пламени Парижа». А с Владимиром Уриным у нас вообще сложились хорошие отношения. С ним здорово работать, потому что все, что мы обговариваем, происходит именно так, как было задумано.

― Это он предложил вам место постоянного приглашенного артиста?

― Да.

― Вы станцуете долгожданного «Грозного» в Большом?

― Уже потихоньку приступаю к репетициям. Если все сложится, станцую в этом сезоне.

― «Соло для двоих» ― первый проект, сделанный специально для вас с Натальей?

― Да. Следующим летом мы покажем его в России еще раз: все, кто не успел, смогут увидеть.

― Вы столько лет были вместе, а первый дуэтный проект сделали так поздно.

― Идея родилась у нас и у продюсера Сергея Даниляна давно. Но мы долго думали о концепции, о хореографах, о форме спектакля. Сваяли лишь спустя три года.

― Есть ли планы делать что-то вдвоем в будущем?

― Сначала доиграем «Соло», а там посмотрим. С таким человеком, как Сергей Данилян, думаю, что у нас еще многое впереди.

― А с Борисом Эйфманом сотрудничать не планируете?

― Есть и планы, и желание. Я бы хотел в не очень отдаленном будущем станцевать «Русского Гамлета».

― Вы думаете о пенсии, которая у балетных артистов начинается довольно рано?

― Не заглядываю так далеко.

― Какой возраст, на ваш взгляд, является лучшим для танцовщика?

― В каждом возрасте может быть свой расцвет. В 25 я танцую так, а в 17 был совсем другим. Пенсия настает тогда, когда у артиста заканчиваются силы и эмоции. Она может наступить и в 23.

― У вас есть ощущение, что кульминация еще не пройдена?

― Да, пока я еще нахожу слова, которые хочу сказать зрителям.

― Ваши московские поклонницы пишут, что вы встречаетесь с балериной Большого театра Марией Виноградовой. Это не секрет?

― Совсем нет. Мы уже год вместе и очень счастливы. Спасибо ей — она вдохновляет меня на творчество и на все самое хорошее.

― Планируете танцевать вместе?

― Мы уже встречаемся на сцене Большого в «Спартаке». Надеюсь, что это только начало.

Ярослав Тимофеев, «Известия»