«Я консервативен как человек и стараюсь быть консервативным в творчестве»

26 ноября 2012

«Я консервативен как человек и стараюсь быть консервативным в творчестве»
Интервью

«Я консервативен как человек и стараюсь быть консервативным в творчестве»

В самом ярком событии Дней духовной культуры Болгарии в Санкт-Петербурге — гала-концерте российских и болгарских мастеров оперного искусства — принимал участие в уже привычном для него амплуа и Михаил Татарников, музыкальный руководитель и главный дирижер Михайловского театра. С ним побеседовал корреспондент «Голоса России»

Шесть лет тому назад состоялся его дебют как дирижера в Мариинском театре. Там за 4 года он продирижировал почти всеми операми текущего репертуара. И вот новая ступень творческой карьеры — Михайловский. О музыке, Болгарии и о жизни рассказал Михаил Татарниковв в интервью «Голосу России»:

— Поскольку сейчас мы находимся на российско-болгарской волне, позвольте спросить, какие ассоциации возникают у вас при слове «Болгария»?

— Во-первых, то, что не имеет непосредственного отношения к музыке, солнце, что-то такое, связанное с детством, наши старые друзья из советского прошлого, вспоминается город-побратим Ленинграда-Санкт-Петербурга — Пловдив. Плюс, так как я люблю футбол, всплывают имена замечательных болгарских футболистов. Что касается музыки, это, конечно, знаменитые певцы Гяуров, Христов, и вот уже новое поколение выходит на сцену — среди участников гала-концерта в Петербурге есть совсем юные, например, Соня Йончева — настоящая восходящая звезда. Много талантливых певцов в Болгарии, сейчас всех и не назову: обижу и буду не прав. Со многими сотрудничал, и это всегда было приятно.

— У Вас достаточно большой опыт работы на зарубежных сценах. Чувствуете ли Вы разницу — психологическую, на уровне национального темперамента — работая с музыкантами разных стран? И, если можно, подробнее о сотрудничестве, например, с итальянскими коллегами.

— С итальянскими музыкантами много раз доводилось работать. Вот совсем недавно вернулся из Ла Скала. У меня всегда всё наиболее удачно складывается именно в Италии. То есть, если скажу, что каждый мой приезд куда-то — безусловная творческая победа — согрешу против истины, но в Италии мне сопутствует удача — тьфу-тьфу-тьфу, чтоб не сглазить. В нашей профессии мало просто многое знать, серьезно готовиться, хорошо материал понимать и то, что хочешь сказать, нужно еще на уровне химии быстро найти общий язык с большим коллективом. Именно в Италии мне это особенно хорошо удавалось.

— Вы дирижёр новой формации — имею в виду и возраст, и, наверное, новое ощущение профессии. В каком соотношении в ней находятся традиции и новаторство?

— Вы знаете, я бы сказал, что я скорее очень традиционен. В отличие от многих коллег стараюсь всегда, если, конечно, нет невероятной жары, выступать во фраке — начнём хотя бы с этого. Не знаю... новая волна... Нет, не очень согласен. Я наоборот считаю, что наше искусство тем и хорошо, что консервативно. Да, мы родились в этот век, и поэтому мы уже другие, что вполне естественно, как естественно влияние времени, в котором мы существуем, на нас. Я, как человек, консервативен и стараюсь, насколько возможно и в соответствии со здравым смыслом, быть консервативным и в творчестве. Передо мной всегда пример нашей музыкальной элиты. Вот сейчас мы находимся в дирижёрской комнате Большого зала Филармонии, и одно то обстоят, что здесь находились великие музыканты и дирижеры, начиная со Стравинского, безусловно, заставляют меня действовать с оглядкой на них.

— Что главное в жизни для Вас как для художника, музыканта и, простите за высокопарность, — гражданина?

— В принципе, правильный вопрос. Не думаю, что эти понятия нужно разделять. Главное, когда искренне, сам для себя, решаешь: я честно сделал всё, от меня зависящее. Не кому-то, а самому себе признаешься. Надо к этому стремиться. Но, думаю, это трудно достижимо — всегда остаются сомнения: что-то не доделал, можно было бы сделать больше, лучше. Я считаю самое главное — не соврать самому себе.

— Михаил, политика Вас интересует, вдохновляет, оставляет равнодушным...

— Знаете, я очень интересуюсь политикой в историческом аспекте — тем, что происходило. Меня захватывает чтение исторической литературы. По поводу сегодняшнего дня, ситуации в мире... Могу сказать одно: то, что мы видим и понимаем в происходящем — это процентов 5 от всего того, что происходит в мире на самом деле. Я абсолютно в этом убежден. Единственное, что, как мне кажется, я чётко понимаю: к сожалению, что-то в нашем мире идёт неправильно, и я не могу найти, так сказать, абсолютной правды, которая, вроде бы, раньше была... Сейчас ее нет, всё размыто, происходит постоянный размен взаимными упрёками. Я не вижу цельного мнения, представления (в мире, не только у нас), выхода к чему-то светлому, позитивной конструктивной позиции. Я вижу, как люди пытаются более или менее упорядочить ситуацию на ближайшие несколько лет, а дальше никто и не заглядывает. Да, мир меняется и, как это происходит, я наблюдаю в зарубежных поездках. Он меняется очень сильно — многие скандалы, трагедии происходят в мире, и мне кажется, что руководителям наших обществ следует что-то предпринимать.

— Ну, и завершим мы интервью вполне, традиционным, как Вы любите, вопросом — о ближайших и перспективных планах.

— Я только что вернулся из Мюнхена, где в Штатс-опер у меня была постановка «Русалки». В конце месяца будет концерт с филармонией Роттердама, мой любимый балет «Ромео и Джульетта», а потом нам в Михайловском театре предстоит принять большой вызов — постановку оперы «Билли Бадд» британского композитора Бриттена. Событие состоится в конце января. Есть, конечно, и другие проекты, но не такие масштабные. Есть контракт с Ла Скала, на 2013 год — с Роттердамской филармонией. Но главный акцент — на родном театре. Я даже временно взял тайм-аут и отказался от некоторых контрактов, чтобы сосредоточиться на Михайловском.

Ирина Цыплакова
«Голос России»
26 ноября 2012