Звезда взлетает и падает

1 октября 2014

Звезда взлетает и падает
Интервью

Звезда взлетает и падает

Художественный руководитель Берлинской штаатсоперы Юрген Флимм почти не выходит с репетиционной площадки, где идет работа над оперой Пуччини «Манон Леско». О том, какие метаморфозы произойдут со знаменитым сюжетом аббата Прево, на котором основано либретто, знаменитый режиссер рассказал во время короткого перерыва.

Вы не скрываете, что историю, которая вдохновила Пуччини, расскажете иначе.

Оперу «Манон Леско» я рассказываю как историю о молодой женщине, которая делает карьеру. Она стремительно поднимается ввысь, но так же быстро, как поднялась, падает вниз. Мы строго следуем за партитурой, но события развиваются немного не так, как у Пуччини. Действие происходит на киностудии — такой, какими они были в 1930-х годах. Сначала мы видим героиню на кинопробах, она быстро делает карьеру и становится кинодивой, но она любит бедного молодого человека, и из-за этой любви ее карьера обрывается. Конец оказывается ужасным, в изоляции и бедности. Это история кинозвезды, которая взлетает на небеса, а потом падает.

Стало быть, вы переносите действие в мир кино, где чувства усиливаются, показываются через увеличительное стекло. Это для того, чтобы еще больше повысить градус эмоций?

Нет. Мне интересно, как девушка попадает в новые обстоятельства, встает на ноги, возвышается. У нее появляются деньги, у нее достаточно хорошее образование, она умеет танцевать и петь. Мы знаем такие судьбы в кинобизнесе. Например, если вспомнить Мэрилин Монро, у которой был уникальный взлет. Но при каких обстоятельствах она умерла? У нее была достаточно жалкая смерть. И актрис с такими судьбами можно назвать много.

Культурологи спорят о том, какие образы можно отнести к числу стержневых женских характеров. Ряд воплощений «вечной женственности» протянулся от античности до наших дней. Вы видите Манон Леско в этом ряду?

В принципе, она может найти свое место в ряду идеалов женственности. Но смотрите, что с ней происходит сначала. Красивая и талантливая, она выходит замуж за богатого, у нее много денег и украшений, она разъезжает на машинах — именно так у нас все выглядит во втором акте. Но она знает, что ей этого не достаточно. Потому что жизнь без любви — это не жизнь. И она отметает деньги и принимает любовь.

Главную партию готовят две замечательные, но очень непохожие певицы. Мы увидим два разных спектакля?

Зрители увидят двух разных Манон, и мы постараемся, чтобы одна не была копией другой. Но спектакль будет один. То же самое касается исполнителей Де Грие.

В вашей жизни встречались персонажи, которых можно было бы сблизить с героями этой оперы?

В операх — да, например, в «Травиате», но жизнь не такая увлекательная. Театр — самое прекрасное место на земле, как для футболиста поле. Работать в театре для меня значит, что я будто бы остаюсь ребенком, мальчиком, которому разрешили играть с куклами. Мальчик, который играет в куклы, это не очень впечатляюще, но это все равно хорошо.