Нил Шикофф: акцент на опере

28 декабря 2015

Нил Шикофф: акцент на опере
Интервью

Нил Шикофф: акцент на опере

В канун новогодних и рождественских праздников художественный руководитель оперной труппы Нил Шикофф дал интервью корреспонденту телеканала НТВ Павлу Рыжкову. Текстовую версию мы публикуем на нашем сайте.

— Сезон начался традиционно в сентябре, поэтому спрашивать о планах на него немного поздно, но впереди 2016-й календарный год. Наверняка вы как руководитель оперной труппы уже наметили какие-то планы на будущее.
— В нашем театре работает команда специалистов, не только я занимаюсь оперой, хоть я её и возглавляю. Со мной работает директор оперной труппы Ольга Капанина, музыкальный руководитель театра Михаил Татарников, продюсер Дарья Погорецкая. Мы вместе садимся и обсуждаем возможности расширить репертуар, новые планы и, конечно, советуемся с Владимиром Кехманом, художественным руководителем. И хотя это театр, в том числе, балета, мы хотим в наступающем году также делать акцент на опере. По этому поводу у нас часто проходят мозговые штурмы. В марте нам предстоит премьера “Волшебной флейты” Моцарта. В Петербурге этот спектакль, поставленный в Лозаннской опере, увидят впервые. Уже сейчас идёт кастинг. При подготовке этого спектакля я особенно хотел бы сделать акцент на работе с ансамблями. В театре есть большой штат репетиторов, концертмейстеров, которые разучивают партии с нашими певцами, но я хотел бы пригласить педагога из Дрездена для работы над музыкальным стилем.
В Михайловском театре мы занимаемся взращиванием талантов. Но справедливо будет сказать, что нам предстоит не такая уж большая работа. Почему? Потому что российские голоса известны и звучат по всему миру; можно сказать, российские исполнители доминируют в жанре оперы. Они отличны от многих западных певцов, которые бывают великолепны, но у которых нередко случается эмоциональная блокировка. Наши же артисты потрясающе эмоциональны на сцене, в них есть глубина. Я думаю, причина этого в русской культуре, в русских корнях. Для Михайловского театра это особенно свойственно, ведь здесь работали Шостакович и Прокофьев. Я очень польщён и счастлив, что мне довелось работать здесь. Я также чувствую глубокую связь с русской культурой. Почти каждый день прохожу через площадь Искусств, смотрю на памятник Пушкину, вспоминаю, как пел Ленского в спектакле, которым дирижировал Ростропович. Я очень люблю петь на русском языке, и когда я вижу русского певца, я знаю, как с ним работать.

— Можете приоткрыть тайну, появится ли что-то необычное в названиях следующего года?
— В сезоне 2016/17 нас также ждёт премьера “Пиковой дамы”. И я надеюсь поработать с персонажами этой оперы, рассказать нашим артистам, как нужно быть Лизой, как Германом. Я очень люблю постановку в Большом театре, где Германа исполнял Владимир Атлантов. Я считаю его самым выдающимся российским тенором. Надеюсь, что смогу рассказать нашим артистам, как работать над этими партиями и как понимать глубокий эмоциональный пафос, заложенный в опере Чайковского. Также надеюсь, что смогу поднять на новый уровень артистическую интерпретацию и вокальную технику наших вокалистов. Но это только часть моей работы, и, конечно, как и все остальные мои действия, мы будем это обсуждать. Я не хочу быть диктатором в этом театре, я хочу, чтобы по поводу всех наших планов был консенсус.
Не хочу, чтобы показалось, будто я скрытничаю по поводу нового репертуара, но сейчас, действительно, всё только на стадии обсуждения, работа в процессе. И, действительно, меня позвали в этот театр именно для того, чтобы репертуар расширялся.

— В последнее время у вас были замечательные концертные исполнения, в частности, ставили “Севильского цирюльника” Россини и “Снегурочку” Римского-Корсакова. Не планируете превратить их в полноценные постановки?
— Да, это, действительно, обсуждается, мы все, конечно, хотим, чтобы состоялись полноценные постановки этих опер. Но в связи с мировым экономическим кризисом мы пока лишь надеемся, что рубль станет чуть-чуть сильнее, и тогда наши планы смогут реализоваться.

— Часто ли вы даете мастер-классы?
— Да, я часто и с удовольствием даю различные мастер-классы. Например, в этом году я в третий раз давал мастер-класс в Большом театре, который организует Дмитрий Вдовин. И я горд, что он даёт возможность поработать с его детьми, хотя они уже не вполне дети. Также я работаю в Варшаве, там я готовлю молодых певцов к концертным программам. У меня есть программы специально для теноров. Я даю мастер-классы в Метрополитен-опере, в Джульярдской школе музыки, в Санта-Фе, в общем, где угодно, как только у меня появляется возможность и время. Вообще мастер-классы — это сложная задача, потому что нужно объяснять не только технические моменты, но разбивать стену — учить доносить до публики эмоции. Коллеги знают, что я известен именно этим, моим эмоциональным подходом к оперным партиям.
В Михайловском театре я работаю не только с административной командой, но и непосредственно с певцами. Вот, например, возьмём один из дней на этой неделе. С утра мне предстоит оркестровая репетиция “Снегурочки”, потом я буду работать с двумя певцами из ближайшего оперного состава, далее меня ждёт репетиция под фортепиано “Севильского цирюльника”, затем работа с двумя солистами, потом снова оркестровая репетиция. Так что, если говорить о мастер-классах в Михайловском театре, то я даю их ежедневно. Михайловский театр — это мой приоритет, и я верен ему.

— Как вы думаете, есть ли в нашем театре оперное название, не считая “Евгения Онегина”, которое можно было бы со стопроцентным успехом провезти по всему миру?
— Я как раз собирался сказать о “Евгении Онегине”. Это постановка, которую, я надеюсь, мы сможем показать в других странах. Ещё нет однозначной договорённости на этот счёт, но я дважды видел этот спектакль, и, мне кажется, он будет очень интересен за рубежом. “Пиковая дама”, думаю, точно может иметь большой успех в мире, но эта постановка сначала должна состояться. Вообще, как вы уже, наверно, поняли, наши планы двигаются не быстро, у нас, как в правительстве, всё происходит довольно медленно. И, я надеюсь, что возможным результатом моей работы станет ускорение процесса различных переговоров.