Регистрация Ваша корзина

СМИ о нас

Начо Дуато: «Спящая красавица» не была обязательным пунктом контракта

14.12.2011

Начо Дуато: «Спящая красавица» не была обязательным пунктом контракта

Испанский танцовщик и хореограф, в прошлом — художественный директор Национальной балетной компании Испании, а с этого года худрук балета Михайловского театра Санкт-Петербурга Начо Дуато представит 16 декабря премьеру новой версии балета «Спящая красавица». В интервью агентству РИА Новости хореограф рассказал, что вдохновило его на создание этой постановки, почему он сделал злодейку Карабос писаной красавицей и почему считает переход танцовщиков Осиповой и Васильева из Большого театра поступком, достойным подражания.

— Вам не было скучно работать над «Спящей красавицей»: все-таки это всего лишь сказка и один из самых известных и популярных балетов?

— А вы считаете, что сказки, это скучно?

— Конечно, нет, но это, скажем, не совсем ваш формат...

— Вообще, мне как раз нравится работать с классикой. «Спящая красавица» — это прекрасная музыка, а для меня всегда на первом месте стоит именно музыкальный ряд. Вопреки привычному мнению классика и современный танец не так уж далеки друг от друга: и современный балет может быть скучным и нудным, и классика может быть увлекательной и интересной. В конце концов, сюжеты в балете очень похожи: принц, принцесса, поцелуй, любовь, приключения...

Кроме того, для меня была очень важна сама возможность поработать с Сарафановым, которого я считаю одним из лучших танцовщиков в мире, а также с Перрен, а затем появились еще и такие звезды как Осипова и Васильев. Во время работы над спектаклем меня окружали люди, которые были готовы помочь мне осуществить все, что я пожелаю: построить на сцене фантастический дворец, создать таинственный лес с нимфами, сшить невероятной красоты костюмы. Мне было не до скуки, я чувствовал огромную ответственность за постановку, в которую вложено столько сил и средств.

— Нашлось ли в классическом балете с довольно насыщенным сюжетом пространство для эксперимента, современного танца и нового прочтения?

— Так как истории в балете похожи, важен сам способ, как ты ее расскажешь, как используешь музыку. Мне хотелось создать то, что увлечет публику, вдохновит ее, во что можно поверить. Можно заворожить зрителя «Спящей красавицей» или усыпить «Войной и миром».

— Правда, что «Спящая красавица» — часть вашего контракта с Михайловским театром?

— Нет, это не так. Я мог бы работать в театре, так и не взявшись за нее, и продолжил бы делать спектакли в своем стиле, в духе «Дуэнде», «Прелюдия» и других.

— Но сама постановка разве не была инициативой Владимира Кехмана?

— Не совсем так. Господин Кехман действительно упоминал о возможности поставить «Спящую красавицу», и в какой-то момент мне тоже показалось, что сделать заново этот балет будет интересно. Для меня это был своего рода вызов: взяться за такой материал и поработать более чем с 80 артистами на сцене. Раньше я подобного не делал, такой возможности у меня не было.

— А обсуждали ли вы с Владимиром Кехманом сам замысел спектакля?

— Нет. Господин Кехман дал мне полную творческую свободу, иначе я не смог бы работать. Хотя, конечно, уже в процессе какие-то вопросы я обсуждал с руководством театра.

— Если бы вам все же пришлось в двух словах пояснить свое видение будущего спектакля, что бы вы сказали?

— Эта постановка верная самой музыке Чайковского. Я следую за музыкой, а она меня вдохновляет. Это история и персонажи, которых мы прекрасно знаем: принцесса Аврора, принц, король с королевой, фея Карабос. Правда, у последней в свите есть крысы, а в моей версии они больше похожи на тараканов. Кроме того, обычно принцесса просыпается во дворце, а моей постановке это происходит в лесу, потому что оригинальное название балета как раз «Красавица в спящем лесу». В остальном — это классическая постановка: я следую за сюжетом и за музыкой.

— Кстати, у вас фея Карабос — это мужская или женская роль?

— В Европе и Америке ее партию действительно обычно исполняют женщины, у меня же вполне традиционный вариант: это мужская роль. Но это не страшная и уродливая ведьма, а красивая фея. Мне кажется очень упрощенным представление, что зло выглядит отталкивающе. Как раз наоборот — наибольшую опасность представляет то, что привлекательно. Как известно, злая королева в «Белоснежке» отличалась удивительной красотой. Поэтому я хотел, чтобы Карабос была привлекательна, обаятельная и в тоже время отпугивала. И это точно не страшная старуха с клюкой.

— Раз уж зашла речь о женских образах, какая у вас Аврора: хрупкая девушка или, может, волевая женщина?

— Это девушка пятнадцати лет. И весь балет — это история ее взросления. Сюжет с пальцем, который она уколола спицей, отражает все те трудности, с которыми сталкивается девушка, переживая взросление и становясь женщиной. По сути это рассказ о том, что любовь не дается просто так, чтобы ее добиться и заслужить, необходимо пройти через ряд препятствий. Иначе, что же это была за сказка: «родилась принцесса да вышла замуж за принца»?

По сравнению с другими версиями «Спящей красавицы» у меня все очень человечно и приближено к жизни. Аврора — живая девушка, принц не так уж высокомерен, фея общается с принцессой, прикасается к ней. Все очень естественно.

— Сказки бывают «волшебными», «философскими», «страшными», а у вас, значит, «реалистическая».

— Ох, лучше балетам определения не давать (смеется). Конечно, пусть зритель сам для себя это решает, но для меня это вполне фантастическая история. В какой-то момент в постановке возникают совершенно волшебные моменты, например, когда везде появляются розы. Да и принцессы в наше время не спят по сто лет. Не стоит искать логику в «Спящей красавице».

— Для вас эта постановка была сознательным отходом от версии Петипа или вы постарались вообще никак от нее не зависеть?

— Я не реставратор, который восстанавливает былой вид вещей, я, скорее, архитектор, который создает нечто новое. Мне неинтересно подкрасить, подрисовать то, что было уже до меня. Но это не из-за отторжения версии Петипа, а наоборот — из уважения к ней. Дело в том, что сам я сильно сомневаюсь, что сейчас танцуют так же, как 120 лет тому назад. Я хотел сделать что-то свое, но в рамках классики: пуанты, пачки, пируэты...

— По поводу русских танцовщиков: вскоре после начала работы в Михайловском вы признались, что между вами есть некоторый эмоциональный барьер. Удалось его преодолеть почти за год совместной работы?

— Дело, конечно, не в танцовщиках, а в самой культуре. Кроме Мадрида я работал в Швеции, Голландии, Америке, и везде складывалась своя атмосфера. Так что это лишь аспекты нашей совместной работы, которые никак не отражаются на результате: в конце концов, за 10 месяцев мы сделали уже 5 спектаклей. Но, конечно, из-за языкового барьера я не так много общаюсь с танцовщиками, а сами они куда менее открыты, чем их коллеги в Андалусии (смеется). Но это как раз естественно.

— Как вы оцениваете новых солистов — Наталью Осипову и Ивана Васильева?

— Это совершенно великолепные артисты, и они будут танцевать в «Спящей красавице» 29 и 30 декабря. Наверно, уже после этого я буду готов рассказать о них больше. Но одно только решение об уходе из Большого театра говорит для меня об их смелости. И, насколько я вижу, это был осознанный, зрелый выбор. Кто-то их осуждает, кто-то ими восхищается, но мне кажется, что их шаг может дать серьезный импульс танцу в России. Возможно, их примеру последуют другие артисты, которые готовы ради творческой свободы порвать те путы, что их удерживают.

— Работая с российскими танцовщиками, воспитанными в классической школе, вам приходится их переучивать или вы подстраиваетесь под эти особенности?

— Вообще, сам я изучал классический балет, и большинство моих постановок созданы именно на этой основе. Моя задача изменить не то, как русские артисты танцуют, а то, как они думают. Я предлагаю им поверить в то, что они могут танцевать что-то совсем иное.

— То есть дело в головах, а не ногах?

— Да, артисты привыкли, что солисты танцуют только так, а кордебалет вот так, и моя задача всего лишь их переубедить. И поверьте, у меня их партии не сможет исполнить танцор джаза или степа.

— Вы обычно ставите камерные балеты, а в классическом балете без кордебалета не обойтись. Как вы справляетесь с 80 артистами на сцене?

— В плане хореографии это не представляет для меня серьезной проблемы. У меня были масштабные балеты, такие как «Ромео и Джульетта», «Бах», где танцевало около 40 артистов. Мне интересно, когда надо придумать, как 30 людям двигаться в одном пространстве. Вообще-то, когда в Испании проходила Олимпиада, мне даже предлагали поставить церемонию открытия. Там было около 10000 человек. Я начал работать, но потом понял, что мне это неинтересно.

— Такое задание скорее для человека военного.

— Точно. Так что 80 человек — не так уж много. Для балета иногда нужно массовое появление кордебалета для контраста — чтобы создать развитие сюжета.

— Вы можете назвать «Спящую красавицу» самой классической постановкой в своей карьере?

— Пожалуй, да. Он ближе всего к классической форме. Хотя в «Прелюдии» у меня тоже появляются девушки в пачках и на пуантах, которые пусть и несколько более странно выглядят, но вполне могут напомнить нимф из «Спящей красавицы».

— Судя по нескольким фотографиям, для спектакля сшиты очень красивые костюмы, но кажется, что танцевать в них будет очень непросто.

— Нет, на самом деле они очень легкие. Использовалось много ткани, но это, в основном, тюль, органза, шелк — нет ни подкладок, ни париков. Мы даже отказались от масок. У Кота в Сапогах будет шапочка, но пусть зритель понимает, кто это, по пластике, а не по костюмам.

— Вы видели последнюю версию «Спящей красавицы» Григоровича в Большом театре?

— Нет. Вернее, только отрывки на видео.

— Какие впечатления?

— Я слишком мало видел, чтобы судить. Прекрасна Захарова, замечателен Дэвид. Декорации и костюмы на высоте. Хореографию мы все прекрасно знаем, но исполнение очень хорошее. Вообще, меня всегда забавляла реакция людей на название: говоришь «Спящая», и все в ужасе — это же балет на 4 часа! Этого мне хотелось избежать. Даже вы начали разговор с вопроса, не скучал ли я. Нет, и постараюсь не заставить скучать зрителя.

— И сколько длится ваша версия?

— Если без антрактов, то чуть больше двух часов.

— Вы переписывали партитуру?

— Нет, но частично сократил.

— Вы знаете, что в России «Спящая красавица» появлялась в репертуаре в переломные моменты истории: после революции, после Второй Мировой войны, в начале «оттепели»?

— Да, конечно. И, если я не ошибаюсь, то после премьеры балета 120 лет тому назад нашлись критики, которые написали, что под эту музыку невозможно танцевать.

— После Петипа вы второй хореограф, который приехал с Запада в российский театр для постоянной работы. Вам не мешает этот груз ответственности?

— Для меня формулировка «второй после Петипа» ничего не значит. Конечно, эта ассоциация, наверно, вызывает какие-то чувства у русских танцовщиков и публики, но я работал в разных уголках мира и везде с одинаковой ответственностью подходил к своей работе. Эта история, скорее, анекдотическое совпадение, для меня это никакой роли не играет.

Глеб Борисов,
«РИА Новости»
14 декабря 2011 г.
ПОЛЬЗОВАТЕЛЬСКОЕ СОГЛАШЕНИЕ



1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Настоящее Пользовательское соглашение (далее – Соглашение) определяет порядок доступа к сайту Санкт-Петербургского государственного бюджетного учреждения культуры «Санкт-Петербургский государственный академический театр оперы и балета им. М.П.Мусоргского-Михайловский театр» (далее – Михайловский театр), расположенному на доменном имени www.mikhailovsky.ru.

1.2. Настоящее Соглашение регулирует отношения между Михайловским театром и Пользователем данного Сайта.



2. ОПРЕДЕЛЕНИЯ ТЕРМИНОВ

2.1. Перечисленные ниже термины имеют для целей настоящего Соглашения следующее значение:

2.1.2. Пользователь сайта Михайловского театра (далее -Пользователь) – лицо, имеющее доступ к сайту, посредством сети Интернет и использующее Сайт.

2.1.3. Сайт – сайт Михайловского театра, расположенный на доменном имени www.mikhailovsky.ru.

2.1.4. Содержание сайта Михайловского театра - охраняемые результаты интеллектуальной деятельности, включая фрагменты аудиовизуальных произведений, их названия, предисловия, аннотации, статьи, иллюстрации, обложки, с текстом или без текста, графические, текстовые, фотографические, производные, составные и иные произведения, пользовательские интерфейсы, визуальные интерфейсы, логотипы, а также дизайн, структура, выбор, координация, внешний вид, общий стиль и расположение данного Содержания, входящего в состав Сайта и другие объекты интеллектуальной собственности все вместе и/или по отдельности, содержащиеся на сайте Михайловский театра, личный кабинет с последующей возможностью покупки билетов в Михайловском театре.



3. ПРЕДМЕТ СОГЛАШЕНИЯ

3.1. Предметом настоящего Соглашения является предоставление Пользователю Сайта доступа к содержащимся на Сайте сервисам.

3.1.1. Сайт Михайловского театра предоставляет Пользователю следующие виды сервисов:

- доступ к информации о Михайловском театре и к информации о приобретении билетов на платной основе;

- приобретение электронных билетов;

- предоставление скидок, акций, льгот, специальные предложения

- получение информации о новостях, событиях Театра, в том числе путем распространения информационно - новостных сообщений (электронной почте, телефону, по SMS);

- доступ к электронному контенту, с правом просмотра контента;

- доступ к средствам поиска и навигации;

- предоставление возможности размещения сообщений, комментариев;

- иные виды сервисов, реализуемые на страницах Сайта Михайловского театра.

3.2. Под действие настоящего Соглашения подпадают все существующие (реально функционирующие) на данный момент сервисы сайта Михайловского театра, а также любые их последующие модификации и появляющиеся в дальнейшем дополнительные сервисы.

3.3. Доступ к сайту Михайловского театра предоставляется на безвозмездной основе.

3.4. Настоящее Соглашение является публичной офертой. Получая доступ к Сайту Пользователь считается присоединившимся к настоящему Соглашению.

3.5. Использование материалов и сервисов Сайта регулируется нормами действующего законодательства Российской Федерации



4. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ СТОРОН

4.1. Михайловский театр вправе:

4.1.1. Изменять правила пользования Сайтом, а также изменять содержание данного Сайта. Изменения правил пользования вступают в силу с момента публикации новой редакции Соглашения на Сайте.

4.2. Пользователь вправе:

4.2.1. Регистрация Пользователя на сайте Михайловского театра осуществляется с целью идентификации Пользователя для предоставления сервисов Сайта, распространения информационно - новостных сообщений (по электронной почте, телефону, по SMS, иным средствам связи), получения обратной связи, учета предоставления льгот, скидок, специальных предложений и акций.

4.2.2. Пользоваться всеми имеющимися на Сайте сервисами.

4.2.3. Задавать любые вопросы, относящиеся к информации размещенной на сайте Михайловского театра.

4.2.4. Пользоваться Сайтом исключительно в целях и порядке, предусмотренных Соглашением и не запрещенных законодательством Российской Федерации.

4.3. Пользователь Сайта обязуется:

4.3.1. Не предпринимать действий, которые могут рассматриваться как нарушающие нормальную работу Сайта.

4.3.2. Избегать любых действий, в результате которых может быть нарушена конфиденциальность охраняемой законодательством Российской Федерации информации.

4.4. Пользователю запрещается:

4.4.1. Использовать любые устройства, программы, процедуры, алгоритмы и методы, автоматические устройства или эквивалентные ручные процессы для доступа, приобретения, копирования или отслеживания содержания Сайта

4.4.2. Любым способом обходить навигационную структуру Сайта для получения или попытки получения любой информации, документов или материалов любыми средствами, которые специально не представлены сервисами данного Сайта;

4.4.3. Нарушать систему безопасности или аутентификации на Сайте или в любой сети, относящейся к Сайту. Выполнять обратный поиск, отслеживать или пытаться отслеживать любую информацию о любом другом Пользователе Сайта.



5. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ САЙТА

5.1. Сайт и Содержание, входящее в состав Сайта, принадлежит и управляется Михайловским театром.

5.2. Содержание Сайта не может быть опубликовано, воспроизведено, передано или распространено любым способом, а также размещено в глобальной сети «Интернет» без письменного согласия Михайловского театра.


5.3. Пользователь несет персональную ответственность за сохранение конфиденциальности информации учётной записи, включая пароль, а также за всю без исключения деятельность, которая ведётся от имени Пользователя учётной записи.

5.4. Пользователь должен незамедлительно уведомить Михайловский театр о несанкционированном использовании его учётной записи или пароля или любом другом нарушении системы безопасности.



6. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

6.1. Любые убытки, которые Пользователь может понести в случае умышленного или неосторожного нарушения любого положения настоящего Соглашения, а также вследствие несанкционированного доступа к коммуникациям другого Пользователя, Михайловским театром не возмещаются.

6.2. Администрация сайта Михайловского театра не несет ответственности за:

6.2.1. Задержки или сбои в процессе совершения операции, возникшие вследствие непреодолимой силы, а также любого случая неполадок в телекоммуникационных, компьютерных, электрических и иных смежных системах.

6.2.2. Действия систем переводов, банков, платежных систем и за задержки связанные с их работой.

6.2.3. Ненадлежащее функционирование Сайта, в случае, если Пользователь не имеет необходимых технических средств для его использования, а также не несет никаких обязательств по обеспечению пользователей такими средствами.



7. НАРУШЕНИЕ УСЛОВИЙ ПОЛЬЗОВАТЕЛЬСКОГО СОГЛАШЕНИЯ

7.1. Михайловский театр вправе без предварительного уведомления Пользователя прекратить и (или) заблокировать доступ к Сайту, если Пользователь нарушил настоящее Соглашение или содержащиеся в иных документах условия пользования Сайтом, а также в случае прекращения действия Сайта либо по причине технической неполадки или проблемы.

7.2. Михайловский театр не несет ответственности перед Пользователем или третьими лицами за прекращение доступа к Сайту в случае нарушения Пользователем любого положения настоящего 7.3. Соглашения или иного документа, содержащего условия пользования Сайтом.



Михайловский театр имеет право раскрыть любую информацию о Пользователе, которая необходима для исполнения положений действующего законодательства или судебных решений.



8. РАЗРЕШЕНИЕ СПОРОВ

8.1. В случае возникновения любых разногласий или споров между Сторонами настоящего Соглашения обязательным условием до обращения в суд является предъявление претензии (письменного предложения о добровольном урегулировании спора).

8.2. Получатель претензии в течение 30 календарных дней со дня ее получения, письменно уведомляет заявителя претензии о результатах рассмотрения претензии.

8.3. При невозможности разрешить спор в добровольном порядке любая из Сторон вправе обратиться в суд за защитой своих прав, которые предоставлены им действующим законодательством Российской Федерации.



9. ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ УСЛОВИЯ

9.1. Присоединяясь к настоящему Соглашению и оставляя свои персональные данные на Сайте Михайловского театра путем заполнения полей регистрации Пользователь:

9.1.1. Дает согласие Михайловскому театру в отношении обработки следующих персональных данных: фамилия, имя, отчество; дата рождения; номер телефона; адрес электронной почты (E-mail);

9.1.2. Подтверждает, что указанные им персональные данные принадлежат лично ему;

9.1.3. Предоставляет Михайловскому театру право осуществлять бессрочно следующие действия (операции) с персональными данными:

- сбор и накопление;

- хранение в течение неограниченного периода времени (бессрочно) с момента предоставления данных до момента отзыва Пользователем путем подачи заявления в Михайловский театр;

- уточнение (обновление, изменение);

- уничтожение;

- передача персональных данных (Фамилия, имя, отчество, телефон) третьему лицу: порталу https://pro.culture.ru/ (в случае покупки билетов по «Пушкинской карте»).

9.2. Обработка персональных данных Пользователя осуществляется в соответствии п. 5 ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 27.07.2006г. № 152-ФЗ «О персональных данных» исключительно в целях исполнения обязательств, принятых на себя Михайловским театром в рамках настоящего соглашения перед Пользователем, в том числе указанных в п. 3.1.1. настоящего Соглашения.

9.3. Пользователь признает и подтверждает, что все положения настоящего Соглашения и условия обработки его персональных данных ему понятны и выражает согласие с условиями обработки персональных данных без каких-либо оговорок и ограничений. Согласие Пользователя на обработку персональных данных является конкретным, информированным и сознательным.