Начо Дуато — испанец, планирующий революцию в русском балете»

27 января 2011

Начо Дуато — испанец, планирующий революцию в русском балете»
Интервью

Начо Дуато — испанец, планирующий революцию в русском балете»

Обычно первый день работы художественного руководителя, приходящего в новую труппу, сводится к встрече с танцовщиками. У Начо Дуато по-другому: здесь найти репетиционные залы — уже подвиг. Коридоры величественного Михайловского театра оказываются лабиринтом, в котором Дуато приходится совершить несколько совершенно не балетных поворотов и разворотов, прежде чем он доберется до нужного зала и своей новой труппы — 140 танцовщиков Михайловского театра. И скорее всего, хитросплетение лестниц и коридоров театра будет не последней сложностью для испанского хореографа, занявшего эту должность в январе 2011 года. Дуато — первый иностранец, за последние сто лет возглавлявший русскую балетную труппу, и его задача — разбавить классический репертуар Михайловского театра современной хореографией.

«Не забывая о прошлом, все время идти вперед, шагнуть в будущее... вот, по их мнению, чего они хотят и почему они позвали меня», — говорит Дуато. «Мне кажется, им вполне ясно, что они хотят измениться, что им нужно что-то новое». Современный танцовщик и хореограф с международной карьерой призван сообщить русскому балету новые возможности. Несмотря на то, что спектакли Михайловского театра идут с аншлагами, возникает ощущение, что русские зрители могут устать от стандартного, классического балетного репертуара. «Безусловно, русские любят балет, однако отношение к русскому балету на Западе гораздо более трепетное», — говорит Владимир Кехман, миллиардер, занимающийся импортом фруктов, и генеральный директор Михайловского театра. «Я бы хотел, чтобы в России было то же отношение к балету, потому что, как говорится, «что имеем, не храним, потерявши, плачем». Я считаю, что балет — это национальное сокровище», — добавляет он. Любовь Кехмана к балету возникла не так давно, однако он уже стал кем-то вроде культурного антрепренера, вложив 45 млн долларов собственных средств в восстановление здания и, кажется, репутации Михайловского театра. Для воплощения своей идеи Кехману был нужен свежий талантливый человек, которого, по его словам, ему пришлось искать за пределами России. «Я искал у нас тех, кого считают живыми легендами хореографии, но понял, что в России нет хореографов, которые могли бы не просто ставить новые спектакли, но и возглавлять труппу», — говорит Кехман. Он обратился к Дуато, не знающему ни слова по-русски, последние 20 лет возглавлявшему Национальную труппу Испании и создававшему новые балеты для её репертуара. Поначалу Дуато отказался возглавлять классическую труппу, но Михайловский театр предложил ему добавить современную хореографию в репертуар, и это предложение, от которого невозможно отказаться. «Я знаю многих людей, которые думают, что он (Кехман) сумасшедший, что я сумасшедший, что ничего не выйдет», — говорит Дуато. «Что эта смесь — просто атомная бомба. Но он мне говорит: «Давай попробуем, давай сделаем это. Почему нет? Может быть, получится».

Инъекция современности русскому балету, который стал неотъемлемой частью культуры, может обескуражить некоторых, но Дуато получает удовольствие от этой задачи. «Это не гнёт, это удовольствие. Это действительно удовольствие — находиться в том месте, где балет на протяжении такого долгого времени является частью культурной традиции, но в то же время, в котором люди хотят совершить прорыв и сделать что-то новое», — говорит Дуато.
Дуато сам задал себе невероятно тяжелый график работы, выбрав трёх танцовщиков, на которых он создаёт совершенно новый балет (настолько новый, что у него ещё нет даже названия). До мировой премьеры остались считанные недели.

Прима-балерина Екатерина Борченко — бриллиант чистой воды в императорской короне Михайловского. Звезда труппы исполняет главные партии в классических балетах — «Лебединое озеро», «Жизель», «Сильфида». Теперь она счастлива представившемуся шансу развить свои возможности. «В этом репертуаре я могу показать другую сторону своего я, найти в себе что-то новое», — говорит она. Премьерные спектакли станут проверкой, насколько восприимчива русская публика к новому направлению развития балета. Дуато уверен, что балет — живой организм, который все время должен изменяться для того, чтобы приковывать интерес зрителей. Эту философию разделяет Владимир Кехман. «Вместе мы сделаем что-то», — говорит Дуато. «Мы не знаем, что это будет, но я думаю, что-то красивое. Если вложить в это наши сердца и души, получится что-то фантастическое».

Monita Rajpal and Neil Curry,
CNN
27-01-2011

Оригинал статьи и видеосюжет на английском языке на сайте телекомании CNN