Жером Каплан: «Самые интересные предложения я получал из мира танца»

4 октября 2013

Жером Каплан: «Самые интересные предложения я получал из мира танца»
Интервью

Жером Каплан: «Самые интересные предложения я получал из мира танца»

Над новой постановкой «Щелкунчика» вместе с Начо Дуато работает знаменитый французский сценограф Жером Каплан. Истинный парижанин, в декорации и костюмы к балету он вкладывает «семейную ностальгию» по русской культуре.

— Мне впервые представилась возможность работать в Петербурге, и я рад рассказать о себе. Я француз, живу в Париже. Но мой дедушка русский, он покинул Россию после революции, оказался во Франции и там познакомился с бабушкой. Таким образом, мое знакомство с русской культурой происходило в семье. В ее русской части всегда ощущалась ностальгия по русской культуре. Я был совершенно счастлив, впервые получив предложение из России: в 2011 году я работал в Москве в Большом театре вместе с Алексеем Ратманским над балетом «Утраченные иллюзии». И с огромным удовольствием принял предложение сделать декорации и костюмы для «Щелкунчика» в Михайловском театре. Думаю, Петербург — лучшее место для такой работы, потому что именно здесь родился этот балет, здесь он впервые был показан.

— Я начал заниматься сценографией отчасти по воле случая, когда был еще совсем молодым. Свои первые декорации к спектаклю я сделал, когда мне было около двадцати лет. Конкурсный отбор в театральную школу прошел во многом благодаря случаю — пришел за компанию с другом. Это очень знаменитая школа, называется по имени улицы, на которой находится: l’Ecole de la Rue Blanche (Эколь де ля рю Бланш). Оттуда вышли многие знаменитости, в основном, актеры, такие, например, как Фанни Ардан. Я прошел конкурс на отделение сценографии, хотя скорее думал заниматься живописью или иллюстрациями. Еще мне всегда нравилось делать маленькие вещи, и теперь я получаю большое удовольствие, делая театральные макеты, уменьшенную копию декораций. Когда я был маленький, думал о том, чтобы стать архитектором. Архитектура — очень увлекательное занятие, но для меня оно казалось слишком научным, быть архитектором — это почти то же самое, что быть инженером. Но креативная, творческая часть профессии не менее важна, и поэтому сценография в итоге оказалась очень логичным выбором для меня.

— Первые декорации я сделал, еще учась в школе, и тогда же увлекся театральным костюмом. Очень часто в больших спектаклях за декорации отвечает один художник, за костюмы другой, но мне такой подход представляется ошибкой. Оглядываясь в прошлое, мы видим, что такие выдающиеся мастера, как, к примеру, Леон Бакст, делали и то, и другое. Возникает большее соответствие в эстетике, в колористическом и драматургическом решении. Есть масса преимуществ, когда один художник делает в спектакле все.

— Сначала я работал для оперы, в разных городах, для разных фестивалей. Это и сейчас иногда случается. Совсем другая работа, очень отличная от музыкального театра — делать спектакли на драматической сцене. Периодически я получаю такие предложения. Это искусство не столь визуально богатое, более сдержанное. В музыкальном театре думаешь над визуальными эффектами, как правило, здесь несколько перемен декораций; в драме нужно больше работать с текстом, с его смыслом, это требует больших интеллектуальных усилий. Но все-таки я больше люблю спектакли феерические, волшебные, магические — и это мне дает мир балета. Самые интересные предложения я получал из мира танца! Я люблю классический балет и современный танец в равной мере. Русский балет — что же тут говорить! — знаменит тем, что дает самые разнообразные эстетические впечатления.

С подробностями творческой биографии Жерома Каплана можно познакомиться на его сайте.