Фридеман Фогель — премьер михайловского балета

8 сентября 2014

Фридеман Фогель — премьер михайловского балета
Интервью

Фридеман Фогель — премьер михайловского балета

Дебют знаменитого танцовщика из Германии Фридемана Фогеля на сцене Михайловского театра — одно из ярких событий фестиваля «Балет. Высокий сезон». В этом сезоне премьер Штутгартского балета стал приглашенным премьером Михайловского театра. Он занят в премьерных показах «Класс-концерта» и в балетной классике — «Лебедином озере» и «Жизели». Интервью для нашего сайта Фридеман Фогель дал в день открытия нового театрального сезона.

Фридеман, как тебе в Петербурге, как Михайловский театр тебя принял?

В Петербурге я был два года назад. Искренне говорю, что очень люблю ваш город. Улицы, здания, люди — очень красивые и очень вдохновляют. Всё наполнено историей, мне это очень нравится. В Михайловском театре даже воздух другой, нежели в театрах современных, только что построенных

Вот что замечательно в балетном искусстве: если ты всего день провел в новом для тебя театре, репетировал, разговаривал, гулял-бродил, на следующий день может появиться ощущение, будто ты здесь уже очень давно. Как танцовщик, ты сразу входишь в процесс. Например, сейчас я танцую с Катей Борченко, а я с ней уже танцевал, я ее знаю, поэтому ехал в Михайловский как домой. Правда.

Как сложилось, что танец стал твоей профессией?

Я из творческой семьи, у меня четыре старших брата, и все они имеют отношение к искусству. Двое — профессиональные музыканты, играют на гобое и кларнете, третий — директор драматического театра, а самый старший — профессиональный танцовщик. Поэтому с детства я знал, что у меня творческая судьба. Мои родители, хотя сами по профессиональной деятельности не имеют ничего общего с творчеством, всегда поддерживали и поощряли наши способности.

Я обожаю своего старшего брата, всегда восхищался его пластикой, чувством музыки. Я всё своё детство провел с ним в репетиционных залах, в сценических кулисах. У меня никогда не было сомнений в моей будущей профессии, и заниматься танцами я стал очень рано. Учителя сразу увидели во мне пластичность и способность к танцу. Они сказали моим родителям, что меня ждет хорошее будущее, если продолжу заниматься.

Расскажи о своем первом учителе, который вдохновил тебя и, может, вдохновляет до сих пор?

Это Марика Безобразова, у которой я учился в Монте-Карло. Она не только открыла мне глаза на балет, но и научила, каким человеком нужно быть в жизни. Добрым, открытым всему новому, благодарным, сильным, бесстрашным, вежливым. «Новый день — новые возможности», — говорила она. В ней было столько энергии. Всегда пробовала что-то новое. Когда ей было 90 лет, я ей позвонил просто поговорить, и она мне с упоением рассказывала, что открыла для себя йогу. Потрясающий человек, всегда ее вспоминаю, она всегда в моих мыслях.

Фридеман, ты не сидишь на одном месте, постоянно в разных странах, на разных сценах, с разными партнершами...

Мне это очень нравится, и я правда много танцую на разных площадках. И у меня действительно прекрасные партнерши, я в этом большой везунчик. Это наслаждение -танцевать с потрясающими балеринами, адаптироваться к разным стилевым нюансам, видеть разные театральные труппы. Такие возможности развивают, придают силы, заставляют быть постоянно в тонусе, быть всегда на пике своих сил.

Всё, как учила тебя Марика Безобразова: «новый день — новые возможности».

Да. Всегда открыт всему новому и всегда использую новые возможности. И это приносит мне наслаждение. Всё как говорила дорогая мне Марика Безобразова.

Когда ты танцуешь спектакли в непохожих странах, ты рассказываешь зрителям одну и ту же историю?

Нет, в зависимости от страны и даже от города я испытываю разные эмоции, и поэтому транслирую разные переживания. Например, балеты «Лебединое озеро» и «Жизель» я танцевал много раз на разных сценах с разными балеринами. И у меня, безусловно, есть понимание того, что я хочу донести эмоционально. Но каждый театр несет свою энергетику, новая партнерша наполняет историю новым смыслом, поэтому невозможно эмоционально пережить на сцене балет идентично даже вчерашнему вечеру. И конечно же, я всегда стараюсь урвать хотя бы часок и прогуляться по городу, почувствовать его, рассмотреть, вдохновиться им.

Беседовала Дарина Тимофеева