Без подмены и подтасовок

13 декабря 2014

Без подмены и подтасовок
Интервью

Без подмены и подтасовок

Музыкально-литературное представление «Царь Борис» готовится при участии Виталия Фиалковского. Автор литературной композиции и сценической версии рассказал о том, как будут соединены музыка первой редакции «Бориса Годунова» Модеста Мусоргского и исторические тексты Николая Карамзина.

— Проект «Царь Борис» выделяется, прежде всего, очень интересной музыкальной идеей: исполнить произведение Мусоргского на аутентичных инструментах XIX века. Автором этой идеи является музыкальный руководитель проекта и дирижер Владимир Юровский. Но есть еще две составляющие, делающие проект оригинальным. Так, впервые в сценическое исполнение оперы включены фрагменты текста из «Истории Государства Российского» Николая Михайловича Карамзина. Их будет читать известная петербургская актриса Елена Калинина. Мы знаем со школьной скамьи, что это сочинение и концепция прихода к власти Бориса Годунова, изложенная Карамзиным, послужили основой и для Пушкина, и для Мусоргского. Теперь сам первоисточник вошел как равноправный элемент в сценическое решение. Нужно ли было это делать? Мы исходили из двух предпосылок. Во-первых, сочинение Карамзина, о котором нам рассказывают со школы, остается затем для большинства из нас закрытой книгой. Читать нам ее некогда, в то время как современники зачитывались «Историей» Карамзина, как романом. Книга написана высокохудожественным языком, образно, ярко. Историк излагает не только хронологию событий, но дает эмоциональные комментарии к ним, не скрывая своей пристрастности. Эти комментарии, в основном, и взяты нами в качестве сопровождения к музыкальному действию. Во-вторых, далеко не все зрители-слушатели, собираясь на «Бориса Годунова», открывают хотя бы школьный учебник, чтобы освежить в памяти события, связанные с эпохой Смутного времени, поэтому многое из сценического действия рискует остаться не понятым или понятым в самых общих чертах. Почему, например, действие первой картины происходит у стен Новодевичьего монастыря? Как это связано с приходом к власти Годунова? В нашем спектакле в ситуацию, в конкретные обстоятельства вводят литературные интермедии: фрагменты из «Истории» Н. М. Карамзина предшествуют каждой картине.

Идея литературно-музыкальной композиции потянула за собой и необычную сценическую форму. Мне она представляется наиболее подходящей для органического воплощения данного замысла. Нельзя сказать, что на сцене концертное исполнение оперы, популярное сегодня. Но нельзя причислить наше решение и к традиционному оперному жанру, в рамках которого сочинение Мусоргского трактуется как народная драма, полная бытовых подробностей и деталей. Мы пошли по пути поиска интересных сценических решений, скрытых в глубине самого сочинения Мусоргского. И оказалось, что найти их возможно. Иначе говоря, мы намереваемся доказать, что классика, без помощи костылей и искусственных подпорок, сама по себе остается современной. Мы постарались превратить представление, как первоначально определил Мусоргский жанр своего сочинения, в действие, полное обобщений, метафор, но без подмены и подтасовок.