«Без классики просто нельзя»

16 сентября 2019

«Без классики просто нельзя»
Интервью

«Без классики просто нельзя»

Сегодня Анастасия Соболева и Виктор Лебедев, пожалуй, самая яркая балетная супружеская пара. Оба — солисты Михайловского театра. В конце лета москвичи могли видеть их в спектаклях «Спящая красавица» и «Лебединое озеро», привезенных в столицу НОВАТом: Анастасия и Виктор танцевали на сцене Большого партии Одетты и Зигфрида, принцессы Авроры и принца Дезире. О том, как петербуржцы вдруг стали «сибиряками», кто тот человек, который определил их творческую и личную судьбу, о планах и надеждах, мы поговорили с Виктором Лебедевым.

— Нас очень хорошо принимали в Москве, свободных мест в зале не было. На первых двух спектаклях «Спящей красавицы» еще чувствовалось, что публика приглядывается, оценивает постановку, труппу, солистов, но потом, на «Лебедином озере», уже и овации, и цветы, что было очень приятно. Для меня эти гастроли стали, пожалуй, самым ярким событием года. Но на сцену Большого я выходил и раньше: танцевал здесь па-де-де из «Лебединого», и с женой танцевали адажио из балета «Ромео и Джульетта», тоже в концерте.

— Вы уже почти 10 лет, как окончили Вагановское училище, танцуете ведущие партии, наверное, с опытом уходит и волнение?

— Признаюсь: я волнуюсь всегда. Степень волнения к тому же зависит от того, кто моя партнерша. Сейчас я чаще танцую с женой, и, когда выхожу на сцену с ней, понимаю, что мне надо выложиться вдвойне — не только самому станцевать, но и ей помочь станцевать свою партию. С другой стороны, Настя для меня на сцене — большая поддержка. И ненужные волнения уходят сами собой. Им на смену приходит уверенность, что вот сейчас мы с Настей выйдем и сделаем все максимально хорошо, как мы умеем.

— Вы больше любите классику? Может быть, хотели бы поучаствовать в какой-нибудь авангардной постановке?

— Я об этом как-то не задумывался. Начинал я танцевать классику, потом танцевал что-то более современное, а вот в прошлом сезоне мы танцевали «Тему с вариациями» Баланчина, так что репертуар у меня разнообразный. Вообще — вот как у меня все идет, пусть так и идет. Мне нравится, как складывается моя карьера. Я, конечно, очень люблю постановки Михаила Григорьевича Мессерера, а это чистая классика. «Лебединое озеро», «Золушка», «Коппелия» — это те спектакли, которые обязательно должны быть в репертуаре ведущего танцовщика театра, без классики просто нельзя. Но, пожалуй, самая любимая — партия Принца в «Золушке».

— Виктор, а как же судьба вас свела с балетом, вы ведь, кажется, не из артистической семьи?

— Да, просто моя старшая сестра занималась художественной гимнастикой, и мама часто заставляла ее брать меня с собой на занятия, ведь мама работала, а за мной, маленьким, нужно было приглядывать. И вот я сидел, смотрел, как занимается сестра, мне стало интересно, и я тоже решил что-то такое гимнастическое сделать. Тренер увидела, что у меня неплохо получается, что хорошая растяжка, что могу высоко поднимать ножку, и она сказала сестре: «Есть хореографическое училище, где с детьми занимаются балетом. Попробуйте отдать туда вашего мальчика. У него способности». Сестра передала эти слова маме, и мама отвела меня в Академию русского балета имени Вагановой. Причем мне никто не объяснял, что такое балет, что за учеба меня ждет. А пришлось нелегко. Я, когда был маленьким, не совсем понимал, что делаю, для чего и ради чего. Понимание пришло с возрастом. А тогда, признаюсь, у меня даже было желание уйти из училища. К счастью, я этого не сделал.

— Вас после училища приняли в Мариинку, но вы практически сразу перешли в Михайловский театр. Ваша жена, отработав 3 года в Большом театре, тоже перешла в балетную труппу Михайловского. И вас, и Анастасию пригласил Михаил Мессерер. Это так?

— Да, так. В балетном мире Михаил Григорьевич, можно сказать, мой «папа». Он всегда меня поддерживал и Настю. Мы и женаты благодаря ему. Сначала Михаил Григорьевич каждого из нас пригласил в театр, потом стал ставить вместе. Когда у нас с Настей на репетициях бывали какие-то недопонимания, он нас мирил, убеждал, что надо только постараться и тогда у нас все получится, потому что мы вместе, мы пара. Помню, Михаил Григорьевич ставил «Тщетную предосторожность», это такой романтический балет, и в третьем акте надо целоваться. Так вот наш любимый балетмейстер нам говорил: «Ну, давайте, целуйтесь убедительно, по-настоящему!» (Смеется.)

— Признайтесь: вы любимчики у Мессерера?

— Михаил Григорьевич очень корректный человек. Он никогда особо не выделяет никого из танцовщиков. У него, кроме Виктора и Насти, есть и другие артисты, которых он любит, кого тоже в свое время приглашал в театр, с кем репетирует. Просто так получается, что именно мы чаще всего с ним работаем.

Я благодарю Владимира Абрамовича Кехмана (одновременно худрук Михайловского и Новосибирского театров) за то, что дает нам с Настей возможность работать еще и в Новосибирске. Скажем, в сентябре мы с Настей опять будем в Новосибирске танцевать его «Класс-концерт», Михаил Григорьевич приедет, будем с ним репетировать. Он и в Михайловский театр приезжает на репетиции, когда может.

— Несложно «жить» на два театра?

— НОВАТ тоже, можно сказать, наш родной театр. Сибиряки нас тоже принимают очень хорошо. И если какой-то спектакль не идет в Михайловском, а его приглашают станцевать в Новосибирске, это всегда приятно. Там вообще потрясающая сцена — очень большая, красивый зрительный зал, и танцевать в НОВАТе одно удовольствие.

— В этом сезоне вас ждут две премьеры — «Драгоценности» в НОВАТе и «Баядерка» в Михайловском. «Баядерку» ставит Начо Дуато. Кстати, как вам с ним работается?

— Он, конечно, талантливый человек, прекрасно ставит современные балеты. Я думаю, «Баядерка» будет очень красивый спектакль, а «Драгоценности» Баланчина — шедевр мирового балетного искусства, и мне бы очень хотелось пополнить свой репертуар этими постановками.

— Вообще, неважно, сколько тебе лет, какое у тебя звание, всегда есть куда расти. Техника в процессе работы улучшается, и мне всегда интересно делать что-то новое даже в том спектакле, который танцую давно. Конечно, мне есть куда расти, и надеюсь, что будут новые радостные премьеры.

— И желательно, чтобы рядом была и Настя?

— Конечно. Это даже не обсуждается. Я без своей жены никуда!

Марина Бойкова, «Московский комсомолец»