Регистрация Ваша корзина

СМИ о нас

Балетом сейчас называют даже эстрадные подтанцовки

29.12.2017

Балетом сейчас называют даже эстрадные подтанцовки

Известный хореограф и педагог перед Новым годом отметит день рождения. Юбилей только через год, но мы попросили Михаила Григорьевича подвести некоторые промежуточные итоги и поделиться планами на будущее.

«СТРЯХНУТЬ ПЫЛЬ ВЕКОВ»

— Михаил Григорьевич, из ваших последних работ — прекрасная «Золушка». Вы восстановили постановку 1945 года в хореографии Ростислава Захарова, но применили современные компьютерные технологии, здорово!

— Из опыта истории мы знаем, что выжили только те спектакли, которые были обновлены, с которых, так сказать, сняли пыль веков. Спектакли, безусловно, нужно обновлять — но делать это, сохраняя принципы классического балета. Я всегда ставлю себя на место оригинального автора, как бы он поставил свой спектакль сегодня. И с этих позиций редактирую, чтобы постановки были интересны сегодня. А подчас опираюсь на беседы с теми из великих мастеров, к чьим балетам я имел честь притронуться. Мои соавторы по воссозданию «Золушки» — художники Вячеслав Окунев и Глеб Фильштинский поставили себя на место Петра Вильямса, который создал сценографию и костюмы в 1945 году, и сделали работу так, как, по их мнению, сделал бы сам Вильямс, если бы имел такие технически возможности, какие мы имеем сегодня.

— «Золушка» с новыми технологиями очень нравится детям, вы же думали о новом поколении зрителей?

— Конечно думал, классический балет должен быть интересен сегодняшним зрителям, особенно юным. Я уверен, что это правильное отношение к классике. Спектакли должны изменяться, это не музейная вещь, которую повесил на стенку или поставил на стол, а через 500 лет снял. Любой спектакль меняется даже от показа к показу, сегодня он один, завтра другой, он живет. А мне хочется, чтобы жанр классического балета продолжал существовать. Я считаю, что это одно из высочайших достижений человеческого искусства.

— Раньше говорили, что в области балета мы впереди планеты всей. А сейчас мы впереди или уже нет?

— Думаю, что впереди, классический балет во всем мире ассоциируется со спектаклями, которые были созданы в России. Например, с Мариусом Петипа, 200-летие которого мы скоро будем отмечать, с великими произведениями Петра Чайковского, которые поставил либо Петипа, либо его помощники. У нас много имен выдающихся постановщиков и великие исполнительские традиции. Так проникновенно танцевать классику, как это делают русские, могут далеко не все.

— Почему?

— Школа посильнее, пожалуй. Понимание... Например, я с детства замечал, что россиянам музыка Чайковского ближе, чем, скажем, музыка Верди. Чем это объяснить?

— Как вы думаете, за что зрители любят классику?

— Ну, помимо прочего, классический балет ассоциируется с некой стабильностью, что в наш неспокойный век важно.

«БАЛЕТОМ СЕЙЧАС НАЗЫВАЮТ ВСЕ ЧТО УГОДНО»

— Как вы относитесь к современному балету?

— Очень положительно отношусь к современному танцу. Но прошу не путать: красивым словом «балет» сейчас порой называют все что угодно. Например, подтанцовки у эстрадных певцов. Понятие «балет» обесценивается. Мы в Михайловском театре следим за чистотой классического жанра. Тем не менее, когда я пришел в театр, первым делом настоял на том, чтобы у нас появились современные постановки, пригласил Славу Самодурова. Пригласил Жана КристофаМайо (правда, не сложилось). В нашем театре спектакли поставил испанский хореограф НачоДуато. Всё это очень талантливые люди. Артистам балета важно танцевать и академические спектакли, и современные. Но все хорошо в меру. Мы знаем из опыта, что наиболее известные в мире танцовщики и балерины стали такими именно на классическом репертуаре, а ближе к концу своей карьеры переключались на современные работы.

— В фигурном катании, например, многие спортсмены сегодня выполняют сложнейшие элементы, которые раньше были под силу только единицам. А в балете такое есть?

— Безусловно. В балете тоже сейчас практически любой артист профессионального уровня может выполнить сложнейшие движения, которые раньше делали только виртуозы. Техника шагнула вперед очень сильно. Однако, мне кажется важным не путать искусство со спортом. В нашем театре мы следим за тем, чтобы усложнение языка танца не происходило за счет качества исполнения, потери выразительности и чистоты формы, стиля. Но общий уровень технической оснащенности артистов балета сейчас, конечно, намного выше.

— А что же тогда нужно делать звезде балета, чтобы выделяться?!

— Дело не только в том, что ты делаешь, но и как. Для статуса звезды требуется особый уровень мастерства, владения своим телом. Звезды отличаются особой выразительностью, умением слушать музыку, сливаться с ней. Слава богу, балет России, да и всего мира не обеднен талантами, вопреки бытующему мнению. Я преклоняюсь перед многими артистами.

— В спорте китайцы наступают уже нам на пятки. А в балете у нас есть конкуренты?

— Как в России, так и за границей были и есть блестящие танцовщики. Например, до сих пор мало кто может танцевать так, как танцевал Фернандо Бухонес, американец кубинского происхождения. В Америке всегда спорили, кто лучше танцует — Михаил Барышников или Фернандо Бухонес. Как шутили англичане и американцы, спорить об этом все равно что расщеплять волос. Но сегодня очень много русскоязычных балетных артистов работают за рубежом, а балерин и танцовщиков из-за границы — в России. Поэтому я скорее говорил бы о взаимовлиянии.

— Не Мариусом Петипа единым... Есть ли сейчас новые хореографы, о которых будут говорить и через сто лет?

— Мировой популярностью пользуется хореограф Алексей Ратманский. Этот выдающийся человек родился в Ленинграде. Успешно работает по всему миру.Диапазон его творчества поразителен — от современной хореографии до канонической классики.

— А современные композиторы уровня Чайковского есть?

— На сколько мне известно, нет. Я об этом думал, но к четкому ответу для себя о том, почему их нет, не пришел.

— Если вы познакомитесь с человеком, который не ходит на балет...

— Непременно позову его в театр. В Лондоне, когда работал в Ковент-Гардене, приглашал на спектакли англичан, с которыми был знаком вне искусства. Они раньше не бывали на балете, остались очень довольны, а теперь — заправские балетоманы. Иногда приглашаю педагогов моих детей, которые тоже приходят впервые. Все равно тех, кто не ходил на балет, больше, чем тех, кто ходил. Ничего страшного. Просто кто-то любит танцевальное искусство, а кто-то предпочитает, скажем, концерты или музеи.

ОТКРОВЕННО

«В БАЛЕТ ОТДАЛА МАМА, МНЕ ПОНРАВИЛОСЬ»

— Михаил Григорьевич, это ваша мама-балерина отдала вас в балет?

— Да, мама, я не особо рвался. Но когда стал учиться в училище Большого театра, мне понравилось.

— Когда перестали танцевать, не снилось, что выходите на сцену?

— Снилось пару раз. Но мне кошмары в принципе не снятся!

— Вы в такой прекрасной форме, можно позавидовать. Наверно, зарядку по утрам делаете?

— Стараюсь разминаться, встряхиваться. Но работа главным балетмейстером Михайловского театра в течение 9 лет — уже хорошая зарядка. Утром даю урок труппе, после этого репетиции, ставлю спектакли, репетирую с солистами, с артистами кордебалета... Физической нагрузки хватает. Чтобы двигать доверенную тебе труппу вперед, нужно работать буквально 20 часов в сутки. Это приятно, но вынужден был пожертвовать тем, что раньше всегда себе позволял — драматические театры, опера, симфонические концерты... Хожу, конечно, но далеко не так часто, как раньше.

— Вы трудоголик?

— Я профессионал и считаю, что должен выполнять свои обязанности на 100 процентов.

СПРАВКА «КП»

Михаил Мессерер родился 24 декабря 1948 в Москве. После хореографического училища был принят в труппу Большого театра. Выступал с труппами Мариинского театра (театра имени Кирова), Пермского театра оперы и балета, Пражского национального балета. В 1978 году окончил ГИТИС по специальности педагог-балетмейстер. С начала 1980-х годов работал педагогом лондонского Королевского балета Ковент-Гарден. С 2009 года стал главным балетмейстером Михайловского театра. Среди работ в театре — «Лебединое озеро», «Лауренсия», «Дон Кихот», «Пламя Парижа», «Корсар», «Золушка».


Елена Ливси, «Комсомольская правда»
ПОЛЬЗОВАТЕЛЬСКОЕ СОГЛАШЕНИЕ



1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Настоящее Пользовательское соглашение (далее – Соглашение) определяет порядок доступа к сайту Санкт-Петербургского государственного бюджетного учреждения культуры «Санкт-Петербургский государственный академический театр оперы и балета им. М.П.Мусоргского-Михайловский театр» (далее – Михайловский театр), расположенному на доменном имени www.mikhailovsky.ru.

1.2. Настоящее Соглашение регулирует отношения между Михайловским театром и Пользователем данного Сайта.



2. ОПРЕДЕЛЕНИЯ ТЕРМИНОВ

2.1. Перечисленные ниже термины имеют для целей настоящего Соглашения следующее значение:

2.1.2. Пользователь сайта Михайловского театра (далее -Пользователь) – лицо, имеющее доступ к сайту, посредством сети Интернет и использующее Сайт.

2.1.3. Сайт – сайт Михайловского театра, расположенный на доменном имени www.mikhailovsky.ru.

2.1.4. Содержание сайта Михайловского театра - охраняемые результаты интеллектуальной деятельности, включая фрагменты аудиовизуальных произведений, их названия, предисловия, аннотации, статьи, иллюстрации, обложки, с текстом или без текста, графические, текстовые, фотографические, производные, составные и иные произведения, пользовательские интерфейсы, визуальные интерфейсы, логотипы, а также дизайн, структура, выбор, координация, внешний вид, общий стиль и расположение данного Содержания, входящего в состав Сайта и другие объекты интеллектуальной собственности все вместе и/или по отдельности, содержащиеся на сайте Михайловский театра, личный кабинет с последующей возможностью покупки билетов в Михайловском театре.



3. ПРЕДМЕТ СОГЛАШЕНИЯ

3.1. Предметом настоящего Соглашения является предоставление Пользователю Сайта доступа к содержащимся на Сайте сервисам.

3.1.1. Сайт Михайловского театра предоставляет Пользователю следующие виды сервисов:

- доступ к информации о Михайловском театре и к информации о приобретении билетов на платной основе;

- приобретение электронных билетов;

- предоставление скидок, акций, льгот, специальные предложения

- получение информации о новостях, событиях Театра, в том числе путем распространения информационно - новостных сообщений (электронной почте, телефону, по SMS);

- доступ к электронному контенту, с правом просмотра контента;

- доступ к средствам поиска и навигации;

- предоставление возможности размещения сообщений, комментариев;

- иные виды сервисов, реализуемые на страницах Сайта Михайловского театра.

3.2. Под действие настоящего Соглашения подпадают все существующие (реально функционирующие) на данный момент сервисы сайта Михайловского театра, а также любые их последующие модификации и появляющиеся в дальнейшем дополнительные сервисы.

3.3. Доступ к сайту Михайловского театра предоставляется на безвозмездной основе.

3.4. Настоящее Соглашение является публичной офертой. Получая доступ к Сайту Пользователь считается присоединившимся к настоящему Соглашению.

3.5. Использование материалов и сервисов Сайта регулируется нормами действующего законодательства Российской Федерации



4. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ СТОРОН

4.1. Михайловский театр вправе:

4.1.1. Изменять правила пользования Сайтом, а также изменять содержание данного Сайта. Изменения правил пользования вступают в силу с момента публикации новой редакции Соглашения на Сайте.

4.2. Пользователь вправе:

4.2.1. Регистрация Пользователя на сайте Михайловского театра осуществляется с целью идентификации Пользователя для предоставления сервисов Сайта, распространения информационно - новостных сообщений (по электронной почте, телефону, по SMS, иным средствам связи), получения обратной связи, учета предоставления льгот, скидок, специальных предложений и акций.

4.2.2. Пользоваться всеми имеющимися на Сайте сервисами.

4.2.3. Задавать любые вопросы, относящиеся к информации размещенной на сайте Михайловского театра.

4.2.4. Пользоваться Сайтом исключительно в целях и порядке, предусмотренных Соглашением и не запрещенных законодательством Российской Федерации.

4.3. Пользователь Сайта обязуется:

4.3.1. Не предпринимать действий, которые могут рассматриваться как нарушающие нормальную работу Сайта.

4.3.2. Избегать любых действий, в результате которых может быть нарушена конфиденциальность охраняемой законодательством Российской Федерации информации.

4.4. Пользователю запрещается:

4.4.1. Использовать любые устройства, программы, процедуры, алгоритмы и методы, автоматические устройства или эквивалентные ручные процессы для доступа, приобретения, копирования или отслеживания содержания Сайта

4.4.2. Любым способом обходить навигационную структуру Сайта для получения или попытки получения любой информации, документов или материалов любыми средствами, которые специально не представлены сервисами данного Сайта;

4.4.3. Нарушать систему безопасности или аутентификации на Сайте или в любой сети, относящейся к Сайту. Выполнять обратный поиск, отслеживать или пытаться отслеживать любую информацию о любом другом Пользователе Сайта.



5. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ САЙТА

5.1. Сайт и Содержание, входящее в состав Сайта, принадлежит и управляется Михайловским театром.

5.2. Содержание Сайта не может быть опубликовано, воспроизведено, передано или распространено любым способом, а также размещено в глобальной сети «Интернет» без письменного согласия Михайловского театра.


5.3. Пользователь несет персональную ответственность за сохранение конфиденциальности информации учётной записи, включая пароль, а также за всю без исключения деятельность, которая ведётся от имени Пользователя учётной записи.

5.4. Пользователь должен незамедлительно уведомить Михайловский театр о несанкционированном использовании его учётной записи или пароля или любом другом нарушении системы безопасности.



6. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

6.1. Любые убытки, которые Пользователь может понести в случае умышленного или неосторожного нарушения любого положения настоящего Соглашения, а также вследствие несанкционированного доступа к коммуникациям другого Пользователя, Михайловским театром не возмещаются.

6.2. Администрация сайта Михайловского театра не несет ответственности за:

6.2.1. Задержки или сбои в процессе совершения операции, возникшие вследствие непреодолимой силы, а также любого случая неполадок в телекоммуникационных, компьютерных, электрических и иных смежных системах.

6.2.2. Действия систем переводов, банков, платежных систем и за задержки связанные с их работой.

6.2.3. Ненадлежащее функционирование Сайта, в случае, если Пользователь не имеет необходимых технических средств для его использования, а также не несет никаких обязательств по обеспечению пользователей такими средствами.



7. НАРУШЕНИЕ УСЛОВИЙ ПОЛЬЗОВАТЕЛЬСКОГО СОГЛАШЕНИЯ

7.1. Михайловский театр вправе без предварительного уведомления Пользователя прекратить и (или) заблокировать доступ к Сайту, если Пользователь нарушил настоящее Соглашение или содержащиеся в иных документах условия пользования Сайтом, а также в случае прекращения действия Сайта либо по причине технической неполадки или проблемы.

7.2. Михайловский театр не несет ответственности перед Пользователем или третьими лицами за прекращение доступа к Сайту в случае нарушения Пользователем любого положения настоящего 7.3. Соглашения или иного документа, содержащего условия пользования Сайтом.



Михайловский театр имеет право раскрыть любую информацию о Пользователе, которая необходима для исполнения положений действующего законодательства или судебных решений.



8. РАЗРЕШЕНИЕ СПОРОВ

8.1. В случае возникновения любых разногласий или споров между Сторонами настоящего Соглашения обязательным условием до обращения в суд является предъявление претензии (письменного предложения о добровольном урегулировании спора).

8.2. Получатель претензии в течение 30 календарных дней со дня ее получения, письменно уведомляет заявителя претензии о результатах рассмотрения претензии.

8.3. При невозможности разрешить спор в добровольном порядке любая из Сторон вправе обратиться в суд за защитой своих прав, которые предоставлены им действующим законодательством Российской Федерации.



9. ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ УСЛОВИЯ

9.1. Присоединяясь к настоящему Соглашению и оставляя свои персональные данные на Сайте Михайловского театра путем заполнения полей регистрации Пользователь:

9.1.1. Дает согласие Михайловскому театру в отношении обработки следующих персональных данных: фамилия, имя, отчество; дата рождения; номер телефона; адрес электронной почты (E-mail);

9.1.2. Подтверждает, что указанные им персональные данные принадлежат лично ему;

9.1.3. Предоставляет Михайловскому театру право осуществлять бессрочно следующие действия (операции) с персональными данными:

- сбор и накопление;

- хранение в течение неограниченного периода времени (бессрочно) с момента предоставления данных до момента отзыва Пользователем путем подачи заявления в Михайловский театр;

- уточнение (обновление, изменение);

- уничтожение;

- передача персональных данных (Фамилия, имя, отчество, телефон) третьему лицу: порталу https://pro.culture.ru/ (в случае покупки билетов по «Пушкинской карте»).

9.2. Обработка персональных данных Пользователя осуществляется в соответствии п. 5 ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 27.07.2006г. № 152-ФЗ «О персональных данных» исключительно в целях исполнения обязательств, принятых на себя Михайловским театром в рамках настоящего соглашения перед Пользователем, в том числе указанных в п. 3.1.1. настоящего Соглашения.

9.3. Пользователь признает и подтверждает, что все положения настоящего Соглашения и условия обработки его персональных данных ему понятны и выражает согласие с условиями обработки персональных данных без каких-либо оговорок и ограничений. Согласие Пользователя на обработку персональных данных является конкретным, информированным и сознательным.