опера в трёх действиях
музыка Жака Франсуа Фроманталя Галеви

3 часа 50 минут
два антракта
исполняется на французском языке (сопровождается титрами на русском языке)
для зрителей старше 16 лет
Иудейка
 
Постановщики

Либретто Эжена Скриба

  • Музыкальный руководитель постановкиПетер Феранец
  • Режиссёр-постановщикАрно Бернар
  • Художник-постановщикГерберт Мурауер
  • Художник по костюмамЭва-Марейке Улих
  • Художник по светуРейнхард Трауб
  • ХореографМария Большакова
  • Музыкальный руководитель возобновленияДмитрий Корчак
  • Режиссёр возобновленияЮлия Прохорова
  • Ассистенты режиссёра возобновленияЕлена Пискунова, Вячеслав Калюжный
  • ХормейстерыАлексей Дмитриев, Сергей Цыпленков
  • Консультант по французскому языкуДарья Митрофанова

Михайловский театр обратился к одному из самых монументальных произведений французского оперного искусства. Опера Жака Франсуа Фроманталя Галеви «Иудейка» по праву считается шедевром «большого стиля», царившего на оперной сцене в первой трети XIX века. Театральные эффекты и зрелищность в постановках «большого стиля» преобладали над драматургической и музыкальной логикой. Со временем это направление стало восприниматься как наиболее сильное воплощение синтетической природы музыкального театра. Музыкальная фактура оперы «Иудейка» сочетает элементы лиризма, драматизма и торжественности. Блестящие вокальные партии и сложные ансамбли — ее главные достоинства. Постановка французского режиссера Арно Бернара в сценографии Герберта Мурауера предлагает современное прочтение захватывающего сюжета.

Уникальная судьба отдельного человека ничего не значит для обезличенной мощи государственной машины — это противостояние приобретает особую остроту с учетом опыта поколений, осознавших природу тоталитаризма.

Действие спектакля происходит в 30-е годы ХХ века в условной европейской стране

Действие первое

Площадь. Народ молится. Мэр города, Руджеро, читает народу эдикт о победе в войне. По этому случаю объявлен всенародный праздник. Все работы должны быть прекращены, в храмах будет отслужен торжественный молебен. Лишь ювелир, еврей Элеазар, продолжает работать. Руджеро обвиняет Элеазара в презрении к христианским обычаям. Элеазар утверждает, что его вера не запрещает ему работать, а следовать обычаям христиан, пославших на смерть его семью, он не намерен. Руджеро угрожает ему.
Появляется кардинал де Броньи. Элеазар бросается к нему, моля о прощении. Де Броньи узнаёт Элеазара. Много лет назад, будучи мирянином и высоким сановником, он изгнал Элеазара из Рима. Де Броньи, испытывающий угрызения совести, освобождает Рахиль и её отца.
К дому Элеазара подкрадывается принц Леопольд, влюблённый в Рахиль. Он выдаёт себя за еврея, художника Самуила. Рахиль приглашает Леопольда на празднование Пасхи. Напуганные приближающимися шагами, влюблённые спешат расстаться.
Руджеро, заметив в толпе евреев, велит арестовать их. Леопольд защищает Рахиль, её освобождают. Элеазар успевает скрыться.

Действие второе

Два друга, рыцарь Водемон и герцог Роберт, заблудившись, оказались в замке короля Рене. Роберт рассказывает другу о прекрасной Матильде, графине Лотарингии, в которую он влюблён. Одно омрачает радость его чувства: он с детства обручён с дочерью короля Рене.

Дом Элеазара. Среди гостей мнимый художник Самуил. Рахиль догадывается, что Самуил не еврей: он не знает их обычаев.
Появляется Евдокия, невеста Леопольда, она желает купить драгоценность
для своего жениха. Элеазар исполняет её просьбу.
Рахиль настаивает, чтобы Леопольд рассказал правду о себе. Леопольд, оттягивая момент объяснения, обещает рассказать всё во время ночного свидания.
Ночью в дом Элеазара Леопольд признаётся Рахили, что он — христианин. Рахиль в ужасе, ведь по закону за связь с еврейкой им угрожает смерть. Леопольд предлагает бежать. Рахиль готова согласиться, но появление Элеазара обостряет ситуацию. Отец требует объяснений. Леопольд открывает свою тайну: он не иудей, а христианин. Элеазар в бешенстве бросается на Леопольда. Рахиль останавливает отца, убеждая, что она виновна в той же мере, что и её возлюбленный. Скорбь дочери вынуждает старика дать своё согласие на брак. Леопольд понимает, что должен открыть всю правду: он не только христианин, но и жених Евдокии. Элеазар проклинает его. Леопольд убегает.
В доме Евдокии праздник в разгаре. Элеазар, сопровождаемый дочерью, приносит драгоценность, заказанную Евдокией. Леопольд, увидев их, приходит в смятение. Евдокия собирается вручить подарок Леопольду, но Рахиль вырывает его из рук, заявляя, что Леопольд недостоин этой чести, так как имел связь с презренной еврейкой, и эта еврейка — она. Евдокия в отчаянии. Леопольд не защищается. Кардинал объявляет ему, что молчанием он лишь подтверждает свою вину и приказывает арестовать Элеазара, Рахиль и Леопольда.

Действие третье

Тюрьма. Появляется Евдокия. Её цель — убедить Рахиль и спасти Леопольда, взяв вину на себя. Преодолевая оскорблённую гордость, Рахиль соглашается, желая спасти возлюбленного.
К Элеазару приходит кардинал. Он гарантирует спасение, если Элеазар и Рахиль примут христианство. Элеазар отказывается. Он унижен предложением кардинала, оскорблён поведением Леопольда и жаждет справедливой мести. Много лет Элеазар хранит тайну: Рахиль, спасённый им некогда ребёнок, — дочь кардинала де Броньи. Кардинал знает, что девочка была спасена неизвестным евреем, но не знает, кем именно и выжила ли она. Предполагая, что Элеазар знает о её судьбе, де Броньи умоляет помочь в поиске дочери. Однако Элеазар непреклонен.
Элеазар и Рахиль готовы к казни. Элеазар удивлён отсутствием осуждённого Леопольда. Руджеро сообщает, что Леопольду казнь заменили изгнанием, так как Рахиль призналась, что оклеветала его.
Входит де Броньи и члены суда. В последний раз кардинал просит Элеазара открыть тайну местонахождения его дочери. Элеазар хранит молчание. Его сердце и разум жаждут мести. Прощаясь с Рахилью, он предлагает ценою своей жизни спасти её. Но Рахиль отвергает предложение отца.
В минуту смерти Рахили, Элеазар объявляет де Броньи, что кардинал только что казнил собственную дочь.