Привал кавалерии. Класс-концерт. Белая тьма
08 сентября 2014 19:30

 
Постановщики
Музыка Ивана Армсгеймера
Либретто и хореография Мариуса Петипа
Балет восстановлен Петром Гусевым
Сценография и костюмы: Вячеслав Окунев

Премьера в Михайловском театре: 30 апреля 1975 года

Очаровательный в своей наивности комический одноактный балет иногда называют «безделушкой», но это ровно тот случай, когда с течением времени она превращается в подлинную драгоценность. Шуточная зарисовка рассказывает о том, как в австрийской деревне остановился полк гусар-кавалеристов, и, как следствие, неяркие «амурные» отношения «балетных пейзан» приобрели несвойственный им прежде блеск и накал. История в итоге получилась совершенно анекдотическая, но ценность её не в сюжете, а в щедрой танцевальности, красочности, незамысловатой театральной «сочности».


Крестьянки Мария и Тереза влюблены в Петра. Ему лестно внимание первой красавицы села Терезы, но тайная симпатия влечет его к Марии.
Звук походного горна возвещает, что в деревушку вступил полк гусар. Полковник требует разместить их в крестьянских домах. Пётр пытается возражать. Его арестовывают. С помощью подруг Мария увлекает гусар, поставленных в караул, и спасает возлюбленного.
Тереза привлекает особое внимание офицеров. За нею наперебой пытаются ухаживать и корнет, и ротмистр, и сам полковник. Тереза отвергает их ухаживания и с иронией рассказывает односельчанам о любовных излияниях всех трех офицеров. А тем временем Пётр и Мария договорились, наконец, о свадьбе. Тереза делает попытку помешать им, но полковник останавливает ссору, благословляя брак Марии и Петра. Теперь у Терезы нет причин возражать против знаков внимания, которые по-прежнему оказывает ей бравый полковник.
Но служба есть служба, вскоре трубач играет сбор, и гусары покидают место недолгой стоянки к большому удовольствию крестьянских парней, про которых совсем забыли легкомысленные сельские красотки.