Богема
06 мая 2014 19:00

 

опера в 4-х действиях
музыка Джакомо Пуччини

3 часа
два антракта
исполняется на итальянском языке (сопровождается титрами на русском языке)
для зрителей старше 12 лет
Богема
исполнители
Рудольф — Фёдор Атаскевич
Мими — Татьяна Рягузова
Марсель — Борис Пинхасович
Мюзетта — Светлана Москаленко
Коллен — Юрий Мончак

Дирижёр — Петер Феранец
Постановщики

Либретто Луиджи Иллики и Джузеппе Джакозы по роману Анри Мюрже «Сцены из жизни богемы»
Дирижёр-постановщик: Петер Феранец
Режиссёр-постановщик, художник-постановщик, художник по свету: Арно Бернар
Художник по костюмам: Карла Рикотти
Художественный руководитель и главный дирижёр хора: Владимир Столповских
Художник-технолог по костюмам: Алла Марусина
Режиссёры: Юлия Прохорова, Маргарита Куницына‑Танкевич
Хормейстеры: Алексей Дмитриев, Сергей Цыпленков
Концертмейстер — консультант по стилю: Ричард Баркер
Ассистент режиссёра: Вячеслав Калюжный
Ассистент художника по костюмам: Ирина Талова
Консультант по итальянскому языку: Дарья Митрофанова
Художественную и технологическую разработку визуального решения спектакля выполнила студия сценических технологий Show Consulting, Санкт-Петербург
Сценография: Дмитрий Балашёв
Световая партитура: Гидал Шугаев

В спектакле участвует Детский хор телевидения и радио Санкт-Петербурга
Художественный руководитель: Станислав Грибков
Дирижёр (хормейстер): Игорь Грибков

Декорации и костюмы изготовлены театрально‑творческими мастерскими ООО «Возрождение»

  • «Лучший оперный спектакль»
  • «Лучшая работа режиссёра» (Арно Бернар)
  • «Лучшая работа дирижёра» (Петер Феранец)
  • «Лучшая работа художника в музыкальном театре» (Арно Бернар)
  • «Лучшая работа художника по костюмам в музыкальном театре» (Карла Рикотти)
  • «Лучшая работа художника по свету в музыкальном театре» (Арно Бернар)
  • «Лучшая женская роль» (Ольга Толкмит — за партию Мими)
  • «Лучшая мужская роль в опере» (Борис Пинхасович — за партию Марселя).

Премьера постановки в Михайловском театре: 11 мая 2011 года

В мировом музыкальном репертуаре мало произведений, которые могли бы соперничать по популярности с этой лирической музыкальной драмой, в которой условность оперного искусства почти смыкается с реальностью.

Обращение Пуччини к единственной из книг Мюрже, пережившей своего автора, не было случайным: для него это произведение было во многом автобиографичным. Обучаясь в Милане, он бедствовал, жил в крошечной каморке, деля её с кузеном, часто голодал, прятался от кредиторов, конфликтовал с хозяином квартиры. Позднее, в годы первого признания и долгожданной материальной независимости, он стал центром колонии художников, артистов и писателей, которая, по его инициативе, называлась «Клуб богемы».

Идеей оперы композитор увлёкся в 1893 году. Либреттистами стали Луиджи Иллика (1853 — 1919) и Джузеппе Джакоза (1847— 1906), однако Пуччини сам наметил план и характеры действующих лиц. Они во многом изменены по сравнению с первоисточником.

Пуччини был настолько захвачен темой, что начал писать музыку в 1894 году, не дожидаясь окончания либретто. Одновременно с ним над оперой на тот же сюжет работал Леонкавалло, что привело к серьёзной размолвке между музыкантами. К концу 1895 года «Богема» была закончена. Её премьера состоялась 1 февраля 1896-го в Турине.

Действие первое

Мансарда в Латинском квартале Парижа. Поэт Рудольф и художник Марсель безуспешно пытаются работать. В комнате холодно, к тому же друзья голодны. Но они с юмором относятся к своим невзгодам. Остывший камин растоплен объёмистой рукописью Рудольфа. Приходит вконец окоченевший философ Коллен, который тщетно пытался достать хоть немного денег, а за ним музыкант Шонар, ему удалось раздобыть провизию, вино и дрова. Оживившись, друзья весело разыгрывают домохозяина, явившегося требовать квартирную плату, а, спровадив его, отправляются в кабачок. Дома остаётся один Рудольф — он должен закончить статью, но сделать это ему не удаётся. Слышится нерешительный стук в дверь. Это Мими, живущая в том же доме, пришла попросить огня для свечи. Между молодыми людьми завязывается беседа. Наконец Мими уходит, но тут же возвращается: она обронила ключ от своей комнаты. Рассказ Мими о её одинокой, скромной жизни глубоко трогает юношу. Он признаётся девушке в любви и слышит ответное признание. С улицы доносятся голоса друзей. Счастливые Мими и Рудольф присоединяются к ним.

Действие второе

Латинский квартал в сочельник. Шумное оживление царит на улицах. Рудольф с Мими, Марсель, Шонар и Коллен, весело шутя, садятся за стол в кафе. В разгар пиршества появляется Мюзетта, подруга Марселя. С ней важный старик, её богатый поклонник, Альциндор. Мюзетта оставила Марселя — ей надоела жизнь богемы, но она любит его по-прежнему. А Марсель, желая отомстить возлюбленной за измену, делает вид, что не замечает её. Мюзетту злит его деланное равнодушие, но присутствие Альциндора мешает ей. Наконец выход найден: она отсылает своего поклонника с выдуманным поручением и весело обнимает Марселя. В это время слуга приносит счёт. Шонар с ужасом обнаруживает, что у него больше нет денег. Но Мюзетта и здесь находит выход: она заявляет слуге, что по счёту заплатит, когда вернется, её спутник.

Действие третье

Кабачок у парижской заставы. Раннее утро. Из кабачка доносятся весёлые голоса, слышится смех Мюзетты. Марсель пишет картину, которая должна украсить вывеску кабачка. Сюда пришла Мими, чтобы посоветоваться с ним. Она жалуется на Рудольфа, который своей ревностью сделал их жизнь невыносимой. Рассказ Мими прерывается приступами кашля. Увидев приближающегося Рудольфа, она прячется. В беседе с Марселем Рудольф сначала обвиняет Мими в легкомыслии и кокетстве, но затем открывает правду: его возлюбленная больна, а у него нет средств, чтобы дать Мими то, в чём она нуждается. Рыдания Мими выдают её присутствие. Оставшись с Мими вдвоем, Рудольф напрасно нежно утешает её. Узнав страшную истину, она настаивает на разлуке. Охваченные глубокой скорбью, влюблённые прощаются. Недолго наслаждались счастьем и Марсель с Мюзеттой. Между ними вспыхивает ссора. Марсель упрекает подругу в неисправимой ветрености, их примирение сменяется окончательным разрывом.

Действие четвёртое

Марсель и Рудольф в своей мансарде снова безуспешно пытаются работать. Они тоскуют о возлюбленных. Неожиданно появляется встревоженная Мюзетта. С ней вместе пришла Мими, но бедняжке так плохо, что она не может подняться наверх.
Взволнованные друзья вносят Мими и бережно укладывают её. В комнате по-прежнему холодно, и Мюзетта отдаёт свои серьги, чтобы купить что-нибудь для Мими и пригласить доктора. Все, кроме Рудольфа, уходят. Мими счастлива: она снова с любимым, снова слышит его ласковые слова. Они вспоминают первую встречу, погасшую свечу. Возвращаются друзья, они приносят лекарство и муфту. Мими радостно берёт муфту и, опустив на неё голову, засыпает. Рудольф занавешивает окно, чтобы свет не разбудил её, но его любимая уже мертва.

01.07.2012

Создатели и участники «Богемы» — номинанты «Золотой маски»

Читать далее
27.05.2011

Петер Феранец: Попытки сделать действие опер более скандальным кажутся неуместными

Читать далее