Летучий голландец
06 июля 2013 19:30

 

опера в трёх действиях
музыка Рихарда Вагнера

2 часа 40 минут
один антракт
исполняется на немецком языке (сопровождается титрами на русском языке)
для зрителей старше 16 лет
Летучий голландец
исполнители
Голландец — Йоханнес фон Дуйсберг
Даланд — Станислав Швец
Сента — Асмик Григорян
Эрик — Дмитрий Головнин
Постановщики
Либретто Рихарда Вагнера

Музыкальный руководитель постановки: Василий Петренко
Режиссёр-постановщик: Василий Бархатов
Художник-постановщик: Николай Симонов
Художник по костюмам: Мария Данилова
Художник по свету: Дамир Исмагилов
Художественный руководитель и главный дирижёр хора: Владимир Столповских
Ответственный концертмейстер: Александр Пакуев
Первый ассистент режиссёра-постановщика: Юлия Прохорова
Второй ассистент режиссёра-постановщика: Вячеслав Калюжный
Хормейстеры: Алексей Дмитриев, Сергей Цыпленков
Репетитор по музыкальной культуре и языку: Алексей Дьяков
Консультант по немецкому языку: Галина Буркова
Субтитры: Маргарита Куницына-Танкевич
Видеопроекции: Мария Небесная, Юрий Ярушников
Режиссёр, ведущий спектакль: Ольга Кох
  • Лучший оперный спектакль
  • Лучшая работа дирижёра (Василий Петренко)
  • Лучшая работа режиссёра (Василий Бархатов)
  • Лучшая женская роль в опере (Асмик Григорян — за партию Сенты)
  • Лучшая мужская роль в опере (Дмитрий Головнин — за партию Эрика)

Непростое морское путешествие из Риги в Лондон вдохновило Рихарда Вагнера на создание романтической оперы. Композитор сам написал либретто, за основу которого взял новеллу Генриха Гейне. С моряком, обреченным вечно скитаться, Вагнер почувствовал духовную связь, поскольку тоже вынужден был переезжать с места на место, когда так хотелось покоя.

Историю Летучего Голландца, проклятого и жаждущего избавления, режиссер Василий Бархатов превратил в захватывающий триллер. Действие он перенес в XX век, главного героя, которого может спасти только преданная любовь женщины, превратил в актера. Сента влюбляется в него, увидев на экране, и сразу же узнает своего кумира в загадочном незнакомце, появившемся в приморском городке. Режиссер активно пользуется приемами киноязыка, в частности, виртуозно делит «на кадры» сценическое пространство. Так, пляжная кабинка оказывается кинозалом или номером отеля. С помощью черно-белых кинопроекций зрители могут находиться сразу в нескольких временных измерениях. Спектакль получился непредсказуемым и свежим, как музыка Вагнера, насквозь пронизанная соленым морским ветром.

Действие первое

В тихой бухте, укрытой среди скалистых берегов Норвегии, недалеко от родного порта корабль Даланда находит приют от бури. Моряки, обессиленные борьбой со стихией, засыпают, лишь штурман остаётся на вахте и, чтобы не заснуть, поёт песню. Однако вскоре засыпает и он. В это время в бухту входит странный корабль. Голландец, его капитан, поёт о своём проклятии. Когда-то он поклялся в бурю обогнуть какой-то мыс, даже если на это потребуется целая вечность. Чёрт услышал его слова, и с тех пор Голландец обречён скитаться по морям до Страшного суда, если не найдёт женщину, которая будет «верна ему до самой смерти». Каждый седьмой год он может в поисках такой женщины сойти на берег, и теперь как раз пришло это время. Голландец поднимается к Даланду на борт в расчёте на дружбу и гостеприимство. Взамен он предлагает жемчуг и драгоценные камни, которыми полны трюмы его корабля. Беседуя с Даландом, Голландец узнаёт, что у того есть дочь Сента, и просит её руки. Команда Даланда готовится продолжить плавание. Голландец обещает следовать за ними.

Действие второе

В доме Даланда подружки Сенты поют песню. Сама Сента не поёт, она не сводит глаз с портрета моряка. Напрасно Мария, кормилица Сенты, корит её, напрасно напоминает ей о влюблённом в неё Эрике. В ответ Сента поёт им балладу о капитане-скитальце, обречённом вечно бороздить морские просторы, и объявляет, что спасёт его от проклятья. Её признание пугает подруг. Ещё больше оно пугает Эрика, который пришёл сообщить о возвращении корабля Даланда и слышал признание Сенты. Эрик в тревоге просит Сенту забыть и портрет, и легенду. Он рассказывает ей свой сон, в котором видел странный корабль и Сенту в объятиях незнакомца, похожего на моряка с портрета. Сента верит, что сон Эрика вещий и тот незнакомец назначен ей судьбою. Эрик уходит в отчаянии. Появляется Даланд вместе с Голландцем. Сента тотчас узнаёт гостя — так похож он на моряка, изображённого на портрете.
Даланд знакомит дочь с капитаном и просит её быть приветливой с гостем, хочет, чтобы она видела в нём своего будущего мужа. Оставшиеся наедине Голландец и Сента счастливы, им кажется, что сбылись их мечты. Сострадая Голландцу, Сента обещает спасти его. Голландец предупреждает её о нелёгкой доле возлюбленной моряка-скитальца, о жертвах, которые ей предстоят, если она захочет связать с ним свою судьбу. Но Сенту это не страшит. Она обещает Голландцу быть верной до самой смерти.

Действие третье

Норвежские моряки шумно празднуют возвращение. Они зовут присоединиться к веселью команду голландского корабля, но там царит тишина. Внезапно на море начинается буря, с палубы призрачного корабля доносится дикое пение. Норвежцы в испуге разбегаются. На берегу появляется Сента. Рядом с ней — Эрик. Он упрекает девушку в неверности и умоляет, чтобы она вспомнила свои обещания, которые некогда давала ему. Голландец становится свидетелем этого разговора. Услышав, что Сента изменила однажды данной клятве, он теряет веру в её любовь и собирается вернуться на свой корабль, чтобы уже никогда больше не сходить на землю. Сента в отчаянии. Эрик убеждает её отпустить Голландца, уверяет, что иначе она тоже будет проклята навеки, как и все женщины, которые клялись Голландцу в любви, а потом нарушили свои обещания. Сента же ещё может быть спасена, так как не давала клятвы перед Богом. Но она не желает слушать Эрика. Видя, как отплывает корабль с Голландцем, Сента со скалы бросается в море, словно стремясь догнать своего возлюбленного. Смерть девушки, оставшейся верной своей любви, избавляет вечного скитальца от тяготевшего над ним проклятия. Его корабль идёт ко дну вместе с капитаном, и души влюблённых соединяются после смерти.

09.02.2015

Александр Кузнецов: ловить волну, как в сёрфинге

Читать далее
31.01.2014

Вагнер в стиле нуар

Читать далее
27.01.2014

Летит голландец

Читать далее
10.07.2013

«На спектакль должны работать все — от директора до буфетчицы»

Читать далее