Золушка
25 марта 2020 19:00

 

балет в трёх актах
музыка Сергея Сергеевича Прокофьева

2 часа 20 минут
два антракта
для зрителей старше 6 лет
Золушка
Постановщики

Либретто Николая Волкова по мотивам одноимённой сказки Шарля Перро
Хореография Ростислава Захарова, восстановление Михаила Мессерера
Сценография и костюмы: Пётр Вильямс

Балетмейстер-постановщик: Михаил Мессерер
Музыкальный руководитель постановки: Михаил Татарников
Художник воссоздания: Вячеслав Окунев
Режиссёр мультимедиа, автор светового дизайна: Глеб Фильштинский
Производство видеоконтента: студия «Шоу Консалтинг»,
Санкт-Петербург
Исполнение концепции светового дизайна: Александр Кибиткин
Ассистент балетмейстера-постановщика: Анна Разенко
Ассистент музыкального руководителя постановки: Игорь Томашевский
Ассистенты художника: Сергей Новиков, Анна Котлова Ответственный концертмейстер: Наталья Спичка
Ответственный режиссёр, ведущий спектакль: Саша Кононенко


Современная версия классического спектакля, увидевшего свет в 1945 году, восстановлена в стилистике, близкой зрителю цифровой эпохи. Визитной карточкой постановки стало удачное сочетание доброй балетной старины и современных сценических технологий. Визуальные компьютерные эффекты мирно сосуществуют с традиционными костюмами и реквизитом. Ростислав Захаров, 110-летию со дня рождения которого посвящена премьера, называл свою постановку «песней о весне человеческой жизни, о юности, о счастье, о мечте». Михаил Мессерер во время работы над реконструкцией следовал настроению, заданному автором балета.

Акт первый

Комната в богатом доме. Вечереет. Две девушки — Кривляка и Злюка, сводные сестры Золушки, — вышивают шёлковый шарф, готовясь к балу во дворце принца. Сёстры болтают за вышиванием, дочерьми любуется их мать — мачеха Золушки, а падчерица, как всегда, одиноко сидит поодаль, у камелька. Невзлюбила мачеха Золушку и заставляет её делать всю чёрную работу по дому... Но вышивание продолжается недолго — между сёстрами вспыхивает ссора из-за шарфа. Вдруг в комнате появляется старушка. Она просит подаяния. Мачеха и сёстры отворачиваются от неё, лишь Золушка протягивает нищенке кусок хлеба. Поблагодарив добрую девушку, старушка исчезает так же незаметно, как появилась. Приходит танцмейстер со скрипкой, чтобы повторить разученный танец и поклоны. Наконец всё в порядке. Можно ехать — мачеха и сёстры отправляются на бал. Дом опустел. Золушка остаётся наедине со своими грустными мыслями. Если бы она так же, как сёстры, могла носить нарядные платья... Но кто сошьёт их для неё? Вспомнила Золушка свою мать. Она достаёт портрет покойной и с грустью вглядывается в любимое лицо. Золушка мечтает о бале во дворце. Незаметно вновь появляется старушка. Это добрая фея; она берётся исполнить желание Золушки побывать на балу. Грустно глядит Золушка на своё старое платье и стоптанные башмачки и вдруг — перед ней пара чудесных блестящих туфелек, а комната озаряется волшебным светом. Появляются феи времён года, чтобы одеть Золушку для бала. Однако девушка должна помнить, что ровно в полночь она снова превратится в замарашку. Словно растаяла стена дома: засияли звёзды, вдалеке светятся окна дворца, в котором принц даёт бал. Золочёная карета ждёт Золушку. Девушка садится в неё и едет во дворец.

Акт второй

Пышный бал во дворце. В чинном танце важно выступают гости. Среди них — мачеха Золушки, Кривляка и Злюка. Самого принца ещё нет. Придворные в волнении ожидают его появления. И вот, наконец, он сам. Быстро взбегает принц по ступеням трона и предлагает продолжать танцы. В этот момент появляется Золушка. Она так хороша, что все взоры устремляются к ней. Очарованный принц тоже не может отвести от неё глаз. Но и он своей красотой и мужественностью пленяет сердце девушки. Золушка чувствует себя во дворце легко и свободно. Она подходит к сёстрам, которые не узнают замарашку в её великолепном наряде. Среди веселья и танцев счастливая Золушка совсем забывает о времени. Но старинные часы напоминают ей: «Пора, Золушка!». «Пора!» — неумолимо стучит маятник, и Золушка стремглав убегает. Часы бьют полночь. Покидая дворец, она в спешке теряет туфельку. Поднять её некогда. За Золушкой мчится принц. Где прекрасная незнакомка? Найти её, найти во что бы то ни стало! Внезапно лунный луч падает на туфельку. Принц поднимает её и прижимает к сердцу; возможно, благодаря этой туфельке ему удастся найти ту, которую он полюбил с первого взгляда.

Акт третий

Принц лишился покоя, он требует найти хозяйку туфельки. К нему призвали всех лучших сапожников королевства. Он приказывает отыскать мастера, который сшил туфельку, но никому он не известен. Принц решает сам отправиться на поиски незнакомки. По всему миру странствует он в надежде найти её. Немало красавиц встречает принц, но ни одной из них туфелька не приходится впору. Разочарованный, он возвращается домой.
Комната Золушки. Она спит, прижимая к груди оставшуюся у неё туфельку. Солнечный луч, пробравшийся в окно, будит девушку. Взглянув на туфельку, она сразу вспоминает чудесные события памятного вечера: и бал, и золотую карету, и добрую фею, и прекрасного принца.
По улице бежит толпа. Все взволнованы. Это приближается принц. Он всё ещё ищет девушку, потерявшую на придворном балу свою туфельку. Всем подданным объявлено, что принц женится на той, кому она придётся впору. Вот и сам принц, измученный долгими, безуспешными поисками, но по-прежнему решительный и неутомимый. Нет ли беглянки здесь? Сёстры и мачеха льстиво кланяются принцу, они тоже примеряют туфельку, но напрасно: она слишком миниатюрна и ни одной из них не подходит. Мачеха решает отрезать себе большой палец на ноге, чтобы надеть туфельку. Взгляд принца падает на Золушку, скромно стоящую в стороне. Неожиданно Золушка роняет туфельку — точно такую, какую нашёл принц на ступенях дворцовой лестницы. Мачеха и сёстры не могут прийти в себя от изумления. За окном медленно проходит фея, словно благословляя Золушку и принца.
Соловьиная ночь. Золушка и принц в чудесном саду, они нашли друг друга. Впереди у них долгая счастливая жизнь.