Жизель, или Вилисы
12 февраля 2020 19:00

 

фантастический балет в двух актах
музыка Адольфа Адама

2 часа 15 минут
один антракт
для зрителей старше 6 лет
Жизель, или Вилисы
исполнители
Жизель — Ирина Перрен
Граф — Никита Четвериков
Повелительница вилис — Екатерина Борченко

Дирижёр — Павел Сорокин
Постановщики
Либретто Жюля Анри Вернуа де Сен-Жоржа, Теофиля Готье и Жана Коралли
Хореография Жана Коралли, Жюля Перро, Мариуса Петипа

Балетмейстер-постановщик: Никита Долгушин
Декорации и костюмы: Вячеслав Окунев
Художник по свету: Михаил Меклер

Декорации и костюмы изготовлены театрально творческими мастерскими ООО «Возрождение»

Балет «Жизель» Адольфа Адама — один из самых знаменитых спектаклей мирового классического хореографического репертуара. Его премьера состоялась в 1841 году в Париже. Авторы либретто почерпнули в творчестве Гейне и Гюго тему о вилисах — невестах, умерших до свадьбы. Либретто и музыка создавались по инициативе хореографа Жюля Перро. Со временем к «Жизели» обратился и довёл до совершенства её хореографию Мариус Петипа. В начале XX столетия во время триумфальных «Русских сезонов» Сергей Дягилев привёз «Жизель» в Париж, и французы увидели свой национальный балет, бережно хранимый в России. С тех пор спектакль получил множество трактовок. Для Михайловского театра Никита Долгушин реконструировал спектакль Петипа с проверенным временем хореографическим текстом, точными мизансценами, многочисленными деталями старины.

Сюжет балета прост: юный граф, будучи обручён с богатой невестой, влюбляется в крестьянку Жизель и, скрывая свой титул, под видом крестьянина ухаживает за ней. Влюблённый в Жизель лесничий раскрывает тайну графа, Жизель узнает о его неверности и, обезумев от горя, умирает. После смерти Жизель становится вилисой, но прощает неверного возлюбленного и спасает его от мести своих подруг.

Акт первый

Юный Граф влюблён в Жизель. Он носит платье крестьянина, и Жизель принимает его за юношу из соседней деревни. Влюблённый в Жизель лесничий пытается убедить, что её возлюбленный не тот, за кого выдаёт себя. Но Жизель не хочет его слушать.
Лесничий проникает в домик, где переодевается в крестьянское платье юный граф, и находит его шпагу с гербом. Звуки рога возвещают о приближении охотников. Среди них невеста графа и её отец. Знатная дама очарована Жизелью и дарит ей своё ожерелье.
В разгар крестьянского праздника появляется лесничий. Он обвиняет графа во лжи и в доказательство показывает его шпагу. Жизель не верит ему. Тогда лесничий трубит в рог, и перед смущённым графом предстаёт его невеста. Потрясённая обманом любимого, Жизель теряет рассудок и умирает.

Акт второй

Полночь. Лесничий приходит на могилу Жизели. Вилисы поднимаются из могил, и он спасается бегством. Всех, кто появляется на кладбище, вилисы заставляют танцевать до тех пор, пока путник не падает мёртвым. Повелительница вилис вызывает из могилы тень Жизели: отныне она одна из вилис. К могиле Жизели приходит граф. Видя горе и раскаяние юноши, Жизель прощает его. Вилисы преследуют лесничего и, настигнув его, сбрасывают в озеро. Теперь такая же участь ждёт графа. Напрасно Жизель просит вилис отпустить возлюбленного, вилисы неумолимы. Издалека доносится бой часов. С восходом солнца вилисы лишаются своей власти. Граф спасён и прощён. Жизель исчезает в предрассветном тумане.


Джеральд Даулер, «Файнэншл таймс»

«Жизель» в постановке Никиты Долгушина снова в Лондоне, и неизменно прекрасна: абсолютно традиционная, с декорациями, любовно написанными «по мотивам» тех, что использовались при первой парижской постановке 1841 года. Ни в хореографической, ни в повествовательной части нет ничего лишнего: все ненужное отброшено, чтобы раскрыть суть этого балета.

Костюмы просты, особенно во втором действии с виллисами. Единственная диссонирующая нота встречается в первом действии, где охотники одеты скорее для банкета, чем для вылазки в лес. Лучше всего постановщику удался резкий контраст между солнечным, земным миром, изображенным в первом действии, и мрачным миром призраков — во втором. Мостом между двумя мирами становится сама Жизель.

Это постановка высочайшего уровня — не в последнюю очередь благодаря виллисам, душам обманутых невест, которые танцуют как один, в совершенно безупречном стиле. Редко приходится видеть такую синхронность в сочетании с такой самоотдачей. Главные роли исполняют приглашенный солист Денис Матвиенко (Альберт) и солистка Михайловского театра Ирина Перрен. Матвиенко полностью раскрыл технические возможности, которые предлагает эта роль — его соло исполнены уверенного благородства. Однако самое большое впечатление производят его сила и заботливость в качестве партнера Жизели и детально нарисованный портрет раскаявшегося подлеца. Альберт в исполнении Матвиенко сначала отталкивает нас своим неприкрытым желанием овладеть Жизелью — это вовсе не страдающий от любви юнец. Постепенно герой осознает, что его чувства гораздо глубже — и артист искусно изображает это. А во втором акте мы остро чувствуем раскаяние Альберта на могиле Жизели. Танцовщику удалось создать запоминающийся образ.

Ирина Перрен вдохновенно танцует партию Жизели. В первом действии она — до опасного наивная крестьянская девушка. Ее счастье, когда она слышит признания Альберта или принимает ожерелье в подарок от Батильды, настолько велико, что ее сердце готово разорваться. Так же ярко балерина изображает муки безумия, в которое она впадает после предательства Альберта. Тень этого предательства погружает во мрак весь мир героини и приводит к ее гибели. Ирине Перрен отлично удалось превращение Жизели: симпатичная простодушная девушка в первом действии становится горестным призраком во втором. Техника балерины прекрасно дополняет ее артистическое мастерство. Когда она замирает в арабеске, это делается не напоказ — солистка словно отрицает таким образом тяжесть земного мира. Эта постановка — настоящее достижение.

5stars.gif